Издательство

Юрий Каспаров: Something strange out of the cage

Новая публикация партитуры Юрия Каспарова “Something strange out of the cage” выпущена Издательством reMusik.org.

Моя пьеса “Something strange out of the cage” написана для необычного секстета – флейта, виолончель, рояль, баян и два ударника. Это был заказ ежегодного Миланского летнего фестиваля – грандиозного мероприятия, длящегося более месяца и включающего около 40 концертов. Концерт, к которому мне заказали музыку, был посвящен 100-летию со дня рождения Джона Кейджа – событию, широко отмечающемуся во всем цивилизованном мире. Как и во Франции, это была международная акция: соответствующие заказы сделали Дитеру Шнебелю из Германии и итальянцу Адриано Гварнери. Также в концерте звучали и сочинения самого Кейджа – один из «Воображаемых пейзажей» и “Ryoanji”. Перевод названия “Something strange out of the cage” прост и очевиден – «Нечто странное из клетки». Конечно, здесь очевидна игра между английским значением слова cage и совпадающей с ним фамилией Cage. Кейдж – исполинская и многогранная фигура в истории новейшей музыки, и каждый определяет для себя сам, что ему наиболее важно и ценно в наследии этого гиганта. Я абсолютно убежден, что Кейдж является прямым продолжателем направления, основанного Эдгаром Варезом. Мне неизвестно, встречался ли Кейдж когда-либо с Варезом, хотя это, несомненно, могло произойти, к примеру, в США, но продолжение и развитие идей Вареза и его мировоззрения в творчестве Кейджа для меня, как я уже говорил, несомненны.

Во многом Кейдж – анти-Шенберг, хотя, как ни странно, Кейдж пару лет учился у Шенберга. Правда, как я догадываюсь, это была не столько учеба, сколько перманентный спор о том, что есть музыкальное искусство – спор, в котором не было и не могло оказаться победителя. Выбор тематизма, идея его развития, представление о музыкальной форме, – все это у Шенберга и у Кейджа полярно. Развивая идеи алеаторики, привнося в музыку «буддисткий» ракурс, «внемузыкально» экспериментируя с материалом, Кейдж по сути исследовал область, где проходит некая граница, где кончается музыка и начинается что-то другое. И это особенно важно для меня. Работая над “Something strange…”, я ни в коем случае не пытался воспроизвести черты стиля Кейджа и не опирался на его мировоззренческую концепцию. Тем более я был далек от мысли обосноваться, пусть и на время, в одной из таких «пограничных» зон. Мне было важно организовать некий органичный синтез из элементов дадаизма, знаков-символов, указывающих на окружающие нас во все времена явления и неизменно случающиеся жизненные события, ощущения «неклассического» течения времени, музыкальных, включая традиционные, и внемузыкальных (шумовых) пластов… И также мне было важно создать неоднозначное настроение пьесы, чтобы нельзя было с уверенностью сказать, серьезно ли все это, или доля юмора здесь достаточно велика.

Юрий Каспаров