Среда, 21 июня 2017
Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков
Малый Манеж, Наб. канала Грибоедова, 103
19:30
Лекторий «Вслух» при сотрудничестве с Образовательным центром МИСП продолжает серию лекций, посвященных новой академической музыке XX-XXI веков.
Тема пятой лекции: «Сонификация: техники и приложения».
За последние несколько десятилетий в науке сформировался новый метод, позволяющий анализировать различные процессы на основе использования аудиального отображения информации. Так, данные, получаемые в ходе измерений, могут быть преобразованы в звуковые колебания, что дает возможность регистрировать их посредством звуковых каналов восприятия.
Такой подход получил название сонификация (англ. sonification) и на данный момент применяется во многих научных областях в качестве альтернативы визуальному представлению экспериментальных данных. При этом в качестве основных отличительных особенностей выделяется возможность обработки исследователем огромного количества параллельных информационных потоков в реальном времени, а также оперативное обнаружение изменения критических параметров.
В качестве простейших примеров использования вышеописанного метода можно вспомнить счетчик Гейгера-Мюллера, гидро- и радиолокаторы, где звуковая индикация позволяет следить за изменением радиационного фона и расстоянием до объекта наблюдения, соответственно. Однако, существуют и более сложные методологические концепции, в основе которых лежит сонификация. В частности, биохимики из Калифорнийского университета Джим Джимзевский и Эндрю Пеллинг, изучая осцилляцию клеток с использованием атомно-силовой микроскопии, предложили усилить получаемый электрический сигнал и преобразовать его в звуковые колебания. Таким образом, ученые исследовали влияние химических веществ на различные виды клеток, анализируя на слух полученные в ходе серии экспериментов звуковые фрагменты.
Стоит отметить, что при создании систем сонификации отдельное внимание уделяется вопросам звукового дизайна: существует огромное множество техник и подходов, позволяющих отобразить входные данные на пространство параметров, управляющих звуком. При этом, зачастую, художественные поиски и эксперименты переводят такого рода проекты из поля научных исследований в поле цифрового искусства. Целью представленной лекции является знакомство слушателей как с научными проектами, так и с примерами компьютерной музыки и саунд-арта, в основу которых лег метод сонификации данных. Также будут освещены теоретические и практические аспекты, связанные с реализацией рассматриваемого подхода.
Об этом и многом другом — лекция Сергея Костырко «Сонификация: техники и приложения» в рамках лектория «Вслух».
Copyright © reMusik.org
Сергей Костырко – медиахудожник и музыкант из Санкт-Петербурга, известный в первую очередь участием в ряде коллективов, исполняющих импровизационную музыку («Бензольные мертвецы», «Глина», «Марс-96», Coaxil и других). Один из организаторов фестиваля Fulldozer Fest (Санкт-Петербург, 2013, 2014,) и серии клубных концертов Spina!Party, сооснователь кассетного лейбла Spina!rec. Помимо музыкальной деятельности Сергей занимается созданием аудиовизуальных инсталляций и перформансов: одна из его работ, Kokon, была представлена на выставке LifeZone! в Центре М’АРС (Москва).
В рамках своего сольного творчества, работая с модулярным синтезатором, Костырко сконцентрирован на исследовании природы электронного звука и влияния на него различных постобработок сигнала. В его музыке можно услышать как протяжные дроновые фактуры, привлекающие насыщенным саундом, так и хаотичные непредсказуемые изменения аналогового синтеза.