Среда, 28 февраля 2018
Мемориальная квартира Рихтера
Большая Бронная, 2/6, кв. 58
19:00
В программе:
Чарльз АЙВЗ (1874-1954)
Соната для скрипки и фортепиано №4
Скерцо для струнного квартета
Песни для сопрано и фортепиано
Halloween для фортепиано и струнного квартета
Струнный квартет №2 (финал)
Генри КАУЭЛЛ (1897-1965)
Эолова арфа для фортепиано
Dinamic motion для фортепиано
Посвящение Ирану для фортепиано
Six Ings для фортепиано
Copyright © reMusik.org
Исполнители
Мона Хаба (фортепиано)
Екатерина Кичигина (сопрано)
Станислав Малышев (скрипка)
Инна Зильберман (скрипка)
Анна Бурчик (альт)
Ольга Калинова (виолончель)
Чарлз Айвз и Генри Коуэлл принадлежат к числу композиторов, которые явственно изменили соотношение сил в географии академической музыки ХХ века, став родоначальниками американского музыкального авангарда – поколения эксцентриков, радикалов, бунтарей и экспериментаторов. Именно в творчестве Айвза и Коуэлла были сформированы те языковые открытия, которые легли в основу американского авангарда – технические нововведения, открытая форма, игра с пространством, принцип коллажа.
В этих экспериментах и дерзновенных открытиях проявилась подлинная национальная самобытность американской музыки. И, конечно, первое место в этом ряду экспериментаторов занимает Чарлз Айвз (1874–1954), основоположник новой американской композиторской школы ХХ века, человек, без которого речь о ней была бы невозможна. «Музыка Айвза сказала мне больше, чем романисты, описывающие американский Запад… Я для себя открыл в нем новое понимание Америки», – так писал о своем коллеге Игорь Стравинский. Чарлз Айвз бесстрашно создавал новую музыкальную реальность, находя особую красоту в ее дисгармоничности и удивительной многомерности. «Я совершенно не понимаю, почему я должен выкинуть из музыки тональность. Но мне и абсолютно не ясно, почему она должна все время присутствовать». Сам Айвз был человеком уникальной биографии – всю жизнь он работал успешным страховым агентом (до сих пор начинающие агенты в Америке учатся по его брошюрам), а музыку писал вечерами и в выходные дни. Настоящее открытие Айвза произошло уже после его смерти – американцы и европейцы вдруг обнаружили в его музыке то, что утвердилось в музыкальном словаре только к началу 1960-х годов: открытая форма, коллаж, полистилистика, сонористика, использование необычных инструментов, связь с Востоком, алеаторика. Друзья и единомышленники (Г. Коуэлл и Н. Слонимский) появились у него только в середине 1920-х годов, когда Айвз уже перестал писать музыку, успев повлиять на всех молодых композиторов Америки и получив признание «отца» американской музыки ХХ века. Он преодолел границы тональности за 10 лет до А. Шёнберга, применил полистилистику за несколько лет до И. Стравинского и экспериментировал с полиоркестровыми группами за 50 лет до К. Штокхаузена.
Первооткрывателем, исследователем и пропагандистом музыки Айвза, а также его близким другом стал композитор и музыковед Генри Коуэлл (1897–1965) – «рыцарь новой музыки», учитель Джона Кейджа. Внимание современников Коуэлл привлекал прежде всего своими техническими открытиями – препарированное фортепиано, кластеры, эластичная форма. Все это сделало Коуэлла важной фигурой для европейских музыкантов. Он с пристальным вниманием изучал музыкальный фольклор Европы, а также музыкальную культуру Китая, Африки, Индии, что позволило ему по-новому отнестись к пониманию мелодии, гармонии и ритма. В 1930 году Кoуэлл опубликовал книгу «New Musical Resources», в которой изложил новые принципы музыкального языка и формы, использованные в его собственных сочинениях.
У гостей Мемориальной квартиры 28 февраля появится редкая и ценная для российских меломанов возможность получить развернутое представление о камерно-инструментальном и вокальном творчестве Айвза и Коуэлла – каждому из композиторов посвящено целиком одно отделение концерта. В первое отделение войдут сочинения Чарлза Айвза: Соната для скрипки и фортепиано «Children’s Day at the Camp Meeting» (1916), «Скерцо» для струнного квартета (1903–1914), «Halloween для струнного квартета и фортепиано» (1907), Песни для сопрано и фортепиано разных лет и финал («Зов гор») Струнного квартета №c2. В аннотации к пьесе «Halloween» композитор честно предупредил, что она написана для вечеринки, а не для концертного исполнения. Сочинение начинается с гамм, привычных уху посетителей музыкальных школ/ Струнные играют их вверх и вниз в разных тональностях. Постепенно гаммы заполняют звуковое пространство, уплотняя и насыщая его до предела, а заканчивается квинтет неожиданной «смазанной» каденцией в духе Моцарта. Еще один небольшой звуковой эксперимент – «Скерцо» для струнного квартета. На фоне диссонантного сопровождения в партии виолончели вихрем проносятся цитаты из популярных американских песен: «Bringing in the Sheaves», «Massa’s in de Cold Ground», «My Old Kentucky Home» и «Sailor’s Hornpip».
Во втором отделении, посвященном творчеству Коуэлла, безусловно, нельзя было обойтись без знаменитой «Эоловой Арфы» (1923) – сочинения, которое пианист исполняет на открытых струнах рояля. Также в программу концерта войдут «Dynamic Motion» для фортепиано (1914–1917), «Homage to Iran» (1959) для скрипки и фортепиано и «Six Ings» для фортепиано (1917–1922). Фортепианные пьесы «Dynamic Motion» относятся к первым опытам Коуэлла в использовании техники кластера. Композитор всегда с удовольствием включал это сочинение в свои концерты, понимая, что оно вызовет низменный шок у публики и повышенное внимание прессы. «Homage to Iran» – чудесный дуэт для скрипки и фортепиано в восточном стиле. В 1956 году Коуэлл вместе с женой провел несколько месяцев в Азии, что не могло не повлиять на его музыкальный язык. В «Посвящении Ирану» композитор мастерски использует и принципы формообразования восточной музыки, и прихотливые изгибы мелоса, и, конечно, ритм персидского барабана, который в этой пьесе «поручено» отбивать пианисту.
Copyright © reMusik.org