Понедельник, 23 апреля 2018
Центр искусства и музыки
библиотеки Маяковского
Невский проспект, 20
20:00
Copyright © reMusik.org
Наталья Соловьёва. Вечер фортепианной музыки
В программе:
Валентин СИЛЬВЕСТРОВ (*1937)
Старинная музыка (1973)
одиннадцать пьес в четырёх частях
для фортепиано
I. Утренняя музыка (3 пьесы) Андрею Волконскому
1. Allegro – 2. Andantino rubato – 3. Vivace rubato
II. Вечерняя музыка (4 пьесы) Григорию Гавриленко
4. Andante – 5. Allegretto – 6. Allegretto – 7. Vivace
III. Созерцание (2 пьесы) Валерию Ламаху
8. Allegretto – 9. Moderato rubato
IV. Посвящение (2 пьесы) Инге и Ларисе
10. Andantino rubato – 11. Moderato rubato
Copyright © reMusik.org
Эдисон ДЕНИСОВ (1929-1996)
Знаки на белом (1974) для фортепиано
«И появилось королевство, но оно было замуровано белизной». Этот эпиграф к фортепианной пьесе «Знаки на белом» взят Денисовым из книги французского писателя конца XIX века Марселя Швоба.
«Знаки на белом» — это аллюзия с живописью (одна из картин Пауля Клее называется «Знаки на желтом»): хрупкие сонорные пятна разных размеров и контуров, quasi-тональные колокольные аккорды возникают на листе белой бумаги. Это тихая, утонченная музыка без каких-либо внешних эффектов. Музыка на грани тишины; в ней пауз больше, чем нот. И они звучат…
Таинственная атмосфера пьесы основана на варьировании одного статического состояния. Музыка рождается из одной ноты; из минимальной начальной интонации (а-b-gis) вырастает всё произведение. (Ю. Холопов, В. Ценова. «Эдисон Денисов»)
Copyright © reMusik.org
София ГУБАЙДУЛИНА (*1931)
Музыкальные игрушки (1969)
четырнадцать пьес для фортепиано
1. Заводная гармошка
2. Волшебная карусель
3. Трубач в лесу
4. Кузнец-колдун
5. Апрельский день
6. Песня рыбака
7. Птичка-синичка
8. Медведь-контрабасист и негритянка
9. Дятел
10. Лосиная поляна
11. Снежные сани с бубенцами
12. Эхо
13. Барабанщик
14. Лесные музыканты
В комментариях к циклу «Музыкальные игрушки» София Губайдулина говорит следующее: «Этот сборник я сочиняла как запоздалое посвящение своему собственному детству». Мир ребенка понимается автором пьес как «микрокосмос», который заключает в себе «макромир». Собственно эстетические категории гармонии и красоты, образующие одну из трактовок понятия «kosmos», непосредственно присущи детскому восприятию реальности. Возможно, поэтому композитор не идёт по пути упрощения музыкального языка для детей. Поиск лаконизма, высшей простоты, эстетство формулируют квинтессенцию высказывания о мире в миниатюрах. (С. Титова «Фортепианный цикл для детей второй половины ХХ века (на примере художественного языка и композиции «Музыкальных игрушек» С. А. Губайдулиной)»)
Copyright © reMusik.org