Композитор | Юрий Каспаров |
Год создания | 2012 |
Состав | для шести исполнителей |
Инструменты | flute, piano, bayan, percussion (2 performers): campane, vibraphone (with double bass bow), vibraslap, crotalum A-sharp (with double bass bow), rain stick, 5 wood-blocks, 5 cow-bells, 3 bongos, marimba, slide whistle, 3 suspended cymbals, 2 gongs, tam-tam, drum, wooden hammer, roto-tom (bass), sirena; cello |
Жанр | ансамбль |
Длительность | 12-14’ |
Количество частей | — |
Последовательность и названия частей | — |
Посвящение | 100-летию со дня рождения Джона Кейджа |
Написано по заказу | Milano Summer Festival |
Другие детали | — |
Дата мировой премьеры | Июль, 2012 |
Площадка | Milano Summer Festival “Suono immagine” |
Город, страна | Милан, Италия |
Исполнители | Андреа Маньи, флейта Мартин Пратиссоли, виолончель Давид Галли, фортепиано Коррадо Ройяк, баян Серджио Армароли, ударные Пьетро Родегеро, ударные |
Дирижер | Марко Паче |
Моя пьеса “Something strange out of the cage” написана для необычного секстета – флейта, виолончель, рояль, баян и два ударника. Это был заказ ежегодного Миланского летнего фестиваля – грандиозного мероприятия, длящегося более месяца и включающего около 40 концертов. Концерт, к которому мне заказали музыку, был посвящен 100-летию со дня рождения Джона Кейджа – событию, широко отмечающемуся во всем цивилизованном мире. Как и во Франции, это была международная акция: соответствующие заказы сделали Дитеру Шнебелю из Германии и итальянцу Адриано Гварнери. Также в концерте звучали и сочинения самого Кейджа – один из «Воображаемых пейзажей» и “Ryoanji”. Перевод названия “Something strange out of the cage” прост и очевиден – «Нечто странное из клетки». Конечно, здесь очевидна игра между английским значением слова cage и совпадающей с ним фамилией Cage. Кейдж – исполинская и многогранная фигура в истории новейшей музыки, и каждый определяет для себя сам, что ему наиболее важно и ценно в наследии этого гиганта. Я абсолютно убежден, что Кейдж является прямым продолжателем направления, основанного Эдгаром Варезом. Мне неизвестно, встречался ли Кейдж когда-либо с Варезом, хотя это, несомненно, могло произойти, к примеру, в США, но продолжение и развитие идей Вареза и его мировоззрения в творчестве Кейджа для меня, как я уже говорил, несомненны.
Во многом Кейдж – анти-Шенберг, хотя, как ни странно, Кейдж пару лет учился у Шенберга. Правда, как я догадываюсь, это была не столько учеба, сколько перманентный спор о том, что есть музыкальное искусство – спор, в котором не было и не могло оказаться победителя. Выбор тематизма, идея его развития, представление о музыкальной форме, – все это у Шенберга и у Кейджа полярно. Развивая идеи алеаторики, привнося в музыку «буддисткий» ракурс, «внемузыкально» экспериментируя с материалом, Кейдж по сути исследовал область, где проходит некая граница, где кончается музыка и начинается что-то другое. И это особенно важно для меня. Работая над “Something strange…”, я ни в коем случае не пытался воспроизвести черты стиля Кейджа и не опирался на его мировоззренческую концепцию. Тем более я был далек от мысли обосноваться, пусть и на время, в одной из таких «пограничных» зон. Мне было важно организовать некий органичный синтез из элементов дадаизма, знаков-символов, указывающих на окружающие нас во все времена явления и неизменно случающиеся жизненные события, ощущения «неклассического» течения времени, музыкальных, включая традиционные, и внемузыкальных (шумовых) пластов… И также мне было важно создать неоднозначное настроение пьесы, чтобы нельзя было с уверенностью сказать, серьезно ли все это, или доля юмора здесь достаточно велика.
— Юрий Каспаров
Юрий Каспаров (*1955) — российский композитор, музыкальный педагог, профессор Московской консерватории. Заслуженный деятель искусств России, Заслуженный деятель культуры Казахстана, Кавалер ордена «За заслуги в искусстве и литературе» (Франция), Член правления Московского Союза композиторов (1998), Член оргкомитета Международного музыкального фестиваля «Московская осень» (1992), Лауреат Всесоюзного конкурса композиторов (I премия за Симфонию № 1 «Герника» для симфонического оркестра, Москва, 1985), Лауреат Международных конкурсов композиторов:«Guido d’Arezzo» (I премия за «Ave Maria» для 12 голосов и 3 инструменталистов, Италия, 1989), «Henri Dutilleux» (Гран-при за «Effet de Nuit» для бас-баритона и пяти исполнителей на стихи П. Верлена, Франция, 1996).
Родился 8 июня 1955 года в Москве. Окончил Московский энергетический институт в 1978 году и Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского (по классу композиции Михаила Чулаки) в 1984. В 1991 окончил аспирантуру при Московской консерватории по специальности «композиция» (класс Эдисона Денисова).
С 1984 по 1989 годы работал главным музыкальным редактором на Центральной студии документальных фильмов. В этот период параллельно с созданием симфонических и камерных произведений активно работал как кинокомпозитор. В 1990 году организовал Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ) и стал его художественным руководителем. С 2005 года Председатель Российской секции Международного общества современной музыки ISCM, которая является полномочным представителем России в этом обществе.С 2005 года работает в Московской Государственной консерватории имени П. И. Чайковского, преподаёт композицию и инструментовку. В 2007 году был удостоен правительственной награды Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. В 2008 году был удостоен правительственной награды Франции Кавалер Ордена Искусств и Литературы Франции.
В начале композиторской карьеры произведения Юрия Каспарова часто исполнялись на таких престижных мировых фестивалях современной музыки, как Pontino (Италия), FrankfurtFest (Германия), Festival Radio-France Présences (Франция), Tokyo Summer Festival (Япония), Ensems (Испания), Warsaw Autumn Festival (Польша) и многих других.
Исполнители и организаторы концертных акций регулярно делают композитору заказы на новые сочинения. Среди таких исполнителей и организаций – Ансамбль Модерн (Германия), Радио-Франс совместно с Институтом Музыкальных Исследований, Международные фестивали Дни Новой Музыки в Цюрихе (Швейцария) и Фелдкирх фестиваль (Австрия), Гранд-Театр г. Тур (Франция), Симфонический Оркестр г. Ставангер (Норвегия), Симфонический Оркестр г. Тур (Франция), Ensemble Accroche Note и Ensemble Orchestral Contemporain (Франция), CORE–Ансамбль (США), Ансамбль Археус (Румыния), Французский Оркестр Флейт и другие.
Произведения Юрия Каспарова исполнялись такими известными дирижёрами, как Поль Мефано, Пьер Рулье, Даниэль Кавка (Франция), Фридрих Гольдманн (Германия), Оливье Кюанде (Швейцария), Тадааки Отака (Япония), Дэвид Милнс (США), Эмин Хачатурян, Валерий Полянский, Владимир Зива, Сергей Скрипка, Василий Синайский, Александр Дмитриев (Россия).
Среди солистов, участвовавших в мировых премьерах новых сочинений композитора, такие как флейтист Пьер-Ив Арто (Франция), гобоист Дорин Глига (Румыния), кларнетисты Арман Ангстер (Франция) и Николас Кокс (Англия), фаготисты Валерий Попов (Россия) и Джонни Райнхард (США), баритоны Жак Бона и Вансан Ле Тесье (Франция), органист Эрве Дезарбр (Франция), скрипач Владислав Иголинский, пианист Михаил Дубов, виолончелисты Владимир Тонха, Сергей Судзиловский и Александр Загоринский (Россия).
В числе оркестров и камерных ансамблей, исполнявших произведения Юрия Каспарова, — Оркестр БиБиСи Уэлс (Англия), Филармонический Оркестра г. Ницца (Франция), Национальный Оркестр Румынского Радио, Ensemble Contrechamps (Швейцария), Шёнберг-Ансамбль (Нидерланды), Ансамбль 2e2m (Франция), а также многие ведущие Московские симфонические оркестры и камерные ансамбли.
Произведения Юрия Каспарова записаны многими известными звукозаписывающими компаниями. Авторские компакт-диски были изданы такими фирмами, как Олимпия (Англия), Армония Мунди (Франция), Виста Вера (Россия) и другими.
В настоящий момент каталог произведений Юрия Каспарова включает в себя около 40 симфонических партитур и около 60 камерных, среди которых особое место занимают композиции для большого ансамбля солистов (симфониетты).
Музыка Юрия Каспарова исполняется во многих странах. Мировые премьеры его произведений проходили во Франции, Италии, Германии, Австрии, Испании, Англии, Швейцарии, Бельгии, Польше, Швеции, Дании, Норвегии, Румынии, Финляндии, Украине, Японии, США и России.
Юрий Каспаров регулярно читает лекции и даёт мастер-классы в различных высших учебных заведениях как в России, так и за её пределами. Среди них Миланская консерватория им. Джузеппе Верди, Академия Музыки им. Яначека в Брно, Пхеньянская консерватория им. Ким Вон Гюна, Красноярская Академия Музыки и Театра.
Отзывы
Отзывов пока нет.