Четверг, 18 апреля 2019
Рахманиновский зал Московской консерватории
Москва, ул. Большая Никитская 13/6
19:00
С иронией и без. Современная немецкая музыка
В программе:
Сара Немцов (*1980)
…beredtes Schweigen (2005), российская премьера
для ансамбля
Хельмут Лахенман (*1935)
temA (1968)
для сопрано, флейты и виолончели
Николаус А. Хубер (*1939)
Zum Beispiel. Wogende Aeste (2011)
для ансамбля
Йоханнес Шёльхорн (*1962)
à Moscou (2018), мировая премьера
для ансамбля
Арнольд Шёнберг (1874-1951)
Nachtwandler (1901)
для сопрано и камерного ансамбля
Макс Ковальски (1882-1956)
Лунный Пьеро (1913)
переложение для сопрано и камерного ансамбля Йоханнеса Шёльхорна
Йоханнес Шёльхорн (*1962)
Anamorphoses (2004)
для ансамбля
Ансамбль солистов Студия новой музыки:
Екатерина Кичигина, сопрано
Марина Рубинштейн, флейта
Ольга Галочкина, виолончель
Дирижер — заслуженный артист России Игорь Дронов
В год своего 25-летнего юбилея ансамбль Студия новой музыки приглашает в путешествие по музыкальной карте Европы. Очередной концерт цикла представит музыку композиторов Германии — страны, которой удалось создать условия для реализации и творческого сотрудничества представителей самых разнообразных направлений современного искусства. Вместе мы пытаемся найти ответы на вопросы, волнующие сегодня музыкальную общественность стран, с которыми у ансамбля сложились особые партнерские и дружеские отношения.
Для широкой публики и даже для большинства музыкантов немецкая музыка — это всегда воплощение глубокого философского осмысления мира. Но немецкая музыка — это нередко также юмор, сатира и ирония! Достаточно вспомнить «Шутку» Баха, «Ярость по поводу утерянного гроша» Бетховена или «Трехгрошовую оперу» Вайля и многое другое. В нашем концерте мы хотим обнажить контрасты между серьезным и ироничным в современной немецкой музыке, поэтому в программе концерта – сочинения, представляющие противоположные эмоциональных полюсы.
Центральным событием концерта 18 апреля 2019 года в Рахманиновском зале Московской консерватории станет премьера нового сочинения Йоханнеса Шёльхорна, профессора композиции в Высшей школе музыки Фрайбурга. Произведение à Moscou написано по заказу ансамбля Студия новой музыки специально для этого концерта. Узнать историю создания сочинения и познакомиться с автором можно будет на творческой встрече с Йоханнесом Шёльхорном, которая состоится 16 апреля в Конференц-зале консерватории.
Другая пьеса Шёльхорна, которая будет исполнена в этот вечер — «Анаморфозы» — представляет собой жанр транскомпозици, в котором композитор обращается к материалу эпохи барокко. В этой пьесе музыка Баха подвергается радикально-авангардной обработке, которая парадоксальным образом сочетается с джазово-свинговой манерой изложения. А его обработка и оркестровка «Лунного Пьеро» Макса Ковальского («Пьеро» не Шёнберга, а его современника!) — блестящий образец ироничного отношения к музыке немецких кабаре начала XX века. Впрочем, Шёнберг тоже будет представлен в программе своей необычно простой и веселой песней «Лунатик» из цикла «Песни кабаре», который впервые прозвучал в легендарном берлинском кабаре Überbrettl и положил начало работе Шёнберга в качестве капельмейстера в Берлине.
В концерте прозвучит ещё одно сочинение, написанное специально для Студии — Zum Beispiel: wogende Äste (2011) классика современной немецкой музыки Николауса А. Хубера, а также российская премьера довольно радикальной представительницей молодого поколения, которая реализует свои замыслы на грани собственно концертной ситуации, музыкального театра и медиаискусства — Сары Немцов (…beredtes Schweigen, 2005).
Музыканты Студии также исполнят трио temA (1968) Хельмута Лахенмана, чьё творчество во многом определило пути развития современного искусства во всём мире.
Проект проводится при поддержке Гете-института в Москве.