24 и 25 октября 2020 года в петербургском киноцентре Каро 9 «Варшавский экспресс» пройдёт показ полнометражного документально-художественного фильма «Симфония органа», посвящённого историческому органу Большого зала Московской консерватории – последнему творению великого французского мастера Аристида Кавайе-Колля. Режиссёр – Сергей Уваров, оператор – Антон Соловьёв. Музыку к фильму написал молодой композитор, органист Денис Писаревский.
Сергей Уваров: «Когда мы сняли самые первые кадры фильма, демонстрирующие орган изнутри, стало понятно, что основным музыкальным материалом должны стать произведения современного композитора, а не Токката и фуга ре-минор Баха или другие всем известные органные шедевры. Ведь мы показываем орган так, как его никто не видел. Следовательно, и аудиоряд должен быть не стереотипным. У прекрасного молодого композитора и органиста Дениса Писаревского я нашёл произведение, написанное им ещё в 2009 году – это пятичастная «Симфония для органа». И когда мы наложили первую часть «Симфонии» на снятые кадры, было ощущение полного совпадения, будто музыка специально для них создавалась. Тогда мы предложили Денису записать это сочинение заново, а кроме того, сочинить ансамблевую вещь, фрагменты из которой будут звучать на эпизодах демонтажа и реставрации органа (поскольку понятно, что во время этих процессов орган должен молчать, и музыка становится уже не его голосом, а комментарием извне).
Вся музыка была записана в Большом зале консерватории в 2017 году. Один вечер писали «У горизонта событий» (так в итоге было автором названо ансамблевое сочинение, которое может звучать и отдельно от фильма), другой вечер – органную музыку. Причём, это была одна из первых органных записей, осуществлённых на инструменте Cavaiile-Coll после его реставрации. Вдобавок, после записи «Симфонии» я попросил Дениса сымпровизировать на органе коротенький, но очень важный мотив – в титрах он значится как «Святая Цецилия» и появляется самом финале фильма, создавая особое метафизическое ощущение».
Фильм «Симфония органа» представляет собой жанровый гибрид – сочетание документального и музыкального кино с элементами видеоарта и даже игрового кино. Историческая хроника и эпизоды реставрации здесь чередуются с полноценными музыкальными номерами, внутрикадровое повествование – с закадровыми комментариями и воображаемым диалогом наблюдателей.