В данной подборке reMusik.org Лейла Эйвазова рассказывает об известных фестивалях электронной музыки и live-электроники, проходящих в России.
Фестиваль Acousmonium – фестиваль многоканальной электронной музыки
Фестиваль назван в честь акусматического инструмента, разработанного французским композитором Франсуа Бейлем. Инструмент стал первым в своём роде «оркестром громкоговорителей», созданным для живого исполнения электронной акусматической музыки. Впервые Acousmonium прошел в 2018 году на Новой сцене Александринского театра.
Кураторами фестиваля являются Антон Яхонтов aka Patrick K.-H., Даниэль Теруджи (бывший директор GRM в Париже) и Томас Горбах, создатель акусмониума «The Acousmatic Project» в Вене.
Программа фестиваля включает в себя произведения акусматической и электроакустической музыки, саунд-арт инсталляции и мастер-классы от ведущих композиторов и кураторов электронной музыки.
Третий фестиваль Acousmonium пройдет в 2021 году в Санкт-Петербурге на Новой сцене Александринского театра и в Москве в Электротеатре Станиславский.
С программой этого года можно ознакомиться здесь.
Международный мультимедийный фестиваль «Галерея актуальной музыки»
Ансамбль «Галерея актуальной музыки» (ГАМ-ансамбль) и его музыкальный руководитель Олег Пайбердин уже дважды проводили фестиваль, посвященный экспериментальным музыкальным и визуальным искусствам. Как правило, на нем исполняются произведения экспериментальной электронной музыки, электроакустики и live-электроники, демонстрируются видео- и аудио-инсталляции. В 2019 году в фестивале принимали участие ансамбли Ensemble of Nomads (Швеция) и Electric Primitivo (Швейцария), «Студия новой музыки» под руководством Владимира Тарнопольского и ГАМ-Ансамбль. Соорганизаторами тогда выступили Союз композиторов России, Центр электроакустической музыки Московской консерватории, «Галерея актуальной музыки», Московский дом композиторов.
Совместный проект SEAMS и «Галереи плавающего звука»
«Галерея плавающего звука» (Floating Sound Gallery) открылась на Новой Сцене Александринского театра в 2014 году. Это значительно увеличило количество аудио- и визуальных экспериментов в постановках Новой сцены. В «Галерее» представлены музыкальные произведения в жанре многоканальных звуковых инсталляций и концертов.
Если говорить о SEAMS (Общество электроакустической музыки в Швеции), это общество, цель которого – продвижение электроакустической музыки в Швеции. Изначально оно было образовано под названием ICEM в 1980 году. SEAMS регулярно организует концерты и семинары, а также имеет звукозаписывающий лейбл «Elektron Records», выпускающий преимущественно шведскую электроакустическую музыку. Зачастую SEAMS проводит студийные записи композиционных работ и live-электроники, организовывает звуковые инсталляции в областях изобразительного искусства, танца и музыки.
Цель совместного проекта «Галереи» и SEAMS – познакомить слушателей с академическими и экспериментальными звуковыми течениями разных эпох, начиная с 30-х годов ХХ века и по наши дни, а также дать теоретические и практические знания на мастер-классах композиторов и саунд-дизайнеров.
Аудиовизуальный фестиваль Noiseroom
Фестиваль Noiseroom («Шумовая комната») проходит в Музее Звука и посвящен шумовой, экспериментальной и электронной музыке. В этом году фестиваль проходит при поддержке лейбла экспериментальной электроники и эмбиента Simphonic Silence Inside (SSI).
В программе фестиваля – творческие коллаборации музыкантов, саунд-дизайнеров и видеохудожников. Апрельский Noiseroom будет проходить при Арт-центре на Пушкинской. Подробнее о программе фестиваля на официальном сайте.
Международный аудиовизуальный фестиваль EPICENTROOM
«Центр нигде, центр везде» – так переводится название фестиваля по словам куратора фестиваля, Дмитрия Шубина. За организацию отвечает Арт-центр на Пушкинской. Традиционно на фестивале представлены звуковые перформансы и инсталляции, саунд-арт, современная академическая, электроакустическая и импровизационная музыка.
В прошлом году хедлайнерами фестивалями стали «Графика звука» – коллекция графических нотаций современных российских композиторов и «Симфония гудков» Дмитрия Шубина ― многоканальное акусматическое произведение, где материалом послужили протесты в Беларуси.
О трудностях, с которыми сталкиваются организаторы EPICENTROOM, предлагаем прочесть в интервью журнала reMusik.org.
Фестиваль ICEM
Генеральная ассамблея CIME — ICEM (Международной конфедерации электроакустической музыки) регулярно проводит Международный фестиваль в разных городах мира. В 2017 году 35-я ассамблея проходила в Москве.
ICEM была основана в 1981 году во Франции, в городе Бурже, и с тех пор является членом Международной музыкальной ассоциации.
Параллельно с фестивалем проводится международный конкурс в мире электроакустической и экспериментальной музыки. В рамках фестиваля проходят выступления представителей конфедерации ICEM, а также концерты научно-творческих центров: междисциплинарных исследований музыкального творчества, электроакустической музыки и современной музыки.
Synthposium
Пятидневный международный фестиваль музыкальных изобретений и изобретательной музыки. Первый Synthposium состоялся в 2014 году. Главная тема фестиваля – новая междисциплинарная культура, сформировавшаяся на стыке электронной музыки и технологий.
Среди мероприятий Synthposium – выставка музыкальных изобретений, медиа-инсталляции, образовательная сессия с воркшопами, лекциями и дискуссиями, концерты. Год назад фестиваль включил в программу современную академическую музыку и живые аудиовизуальные перформансы. Партнерами фестиваля стали Электротеатр Станиславский, Фонд V-A-C, PROUN, Moscow Music School.