В рамках нашего спецпроекта мы попросили композитора и куратора Николая Хруста поделиться комментариями о фундаментальных трудах отечественных и зарубежных авторов в сфере электронной музыки.
Труды Андрея Смирнова
Андрей Смирнов – научный сотрудник Центра электроакустической музыки Московской государственной консерватории, основатель Термен-центра, автор научных статей, куратор серии выставок. На сайте Термен-центра опубликован архив лекций и статей Смирнова о компьютерной, алгоритмической, спектральной и электроакустической музыке, исторические заметки об электронной музыке и о «мультимедийных машинах» начала прошлого века. «В небольшой статье Алексея Смирнова говорится об очень любопытной концепции спектроморфологии Дениса Смолли, которая пытается моделировать именно восприятие электронной музыки».
Авторству Смирнова также принадлежит книга «В поисках потерянного звука. Экспериментальная звуковая культура России и СССР первой половины ХХ века». В своей монографии он затрагивает историю искусства звука в России и СССР первой половины ХХ века, рассказывает о первых советских исследователях в истории электроакустической музыки, которые были вскоре забыты. Книга будет полезна тем, кто хочет больше узнать об изобретениях музыкальных экспериментаторов того времени и их влияния на современный звук.
Григорий Амосов, Алексей Наджаров, Николай Хруст. «Лекции по электроакустической музыке»
Сборник лекций создавался под руководством Центра электроакустической музыки в Московской консерватории. Материал излагается на языке математики и физики, однако будет полезен всем, кто пишет или изучает электроакустическую музыку. Книга разделена на четыре части: в каждой описаны свойства и характеристики звука (типы синтеза, обработки и способы преобразования), а материал подкреплен математическими функциями и примерами электроакустических произведений (Шеффера, Штокхаузена, Ксенакиса и других). «Наша совместная книга — это, скорее, инструктивный и предназначенный композиторам труд. Больших и серьезных работ на русском языке, посвящённых электроакустической музыке, пока не так много».
Эссе Штокхаузена
Штокхаузен начал создавать аранжировки для совместного исполнения оркестра и электронных инструментов, экспериментировал с графической записью партитур и пространственным размещением источников звука, как, например, в «Песни отроков» для четырехканальной акустической системы. «Работы Штокхаузена часто ругают и обвиняют в ненаучности, но на самом деле с точки зрения электронной музыки мимо них нельзя пройти, если нужно говорить, к примеру, о гранулярном синтезе. Владимир Громадин перевел «Четыре критерия электронной музыки». Все остальное – как, например, знаменитая статья «Как проходит время» – ходит у нас в основном в неких пересказах. К сожалению, трудов переведено очень мало».. Из непереведенных работ стоит ещё отметить Texte zur Musik, состоящий из 17-ти томов, – об инструментальной, электронной музыке, алеаторике и их истории развития.
Эссе Ксенакиса
Янис Ксенакис был одним из первых, кто использовал математические модели в музыке (теории множеств, случайных процессов и теории игр) и оказал большое влияние на развитие электроакустической, стохастической и компьютерной музыки. Ксенакис интегрировал музыку с архитектурой, создавая произведения для уже существующих пространств. «Статьи Ксенакиса тоже нуждаются в переводе: хотя они больше касаются его собственного музыкального языка, они крайне интересны в плане создания алгоритмической композиции и концептуальных идей, связанных с алгоритмической музыкой».
Хельмут Лахенман. «Типы звуков новой музыки»
«Тембровая музыка, на мой взгляд, до конца еще не осмыслена. Мне кажется, что не только у нас, но и в мире не было сделано серьезной попытки сделать подобную по строгости систему идентификации и наименований тембров и проследить связи между ними. Это напрямую касается и электроакустической музыки, где тембр стоит на первом месте. В известной статье Лахенмана «Типы звуков новой музыки» анализируются разные типы звучностей. Для него главный критерий – до какого момента звук сообщает слушателю новую информацию. Поэтому автор подвергает критике созвучия, которые мы называем сонорами. Они могут быть сколь угодно сложными, но как только мы их осознали во всей их сложности, дальше их можно не длить.
Несмотря ни на какие фактурные приемы, информация от них уже получена. Это прототип тембровой гармонии: анализируется не просто звук, а звук с точки зрения восприятия его движения и покоя. Хотя Лахенман имел в виду в первую очередь инструментальную музыку, это очень любопытный момент для анализа музыки тембра как таковой. Но элементарная теория тембра еще должна быть осмыслена, и потом на ней уже может выстроиться полноценная теория музыки тембра. Пока этого нет».