XXXIII Международный фестиваль новой музыки «Звуковые пути»
Дорогие друзья,
Если вы помните, прошлогодний фестиваль «Звуковые пути» был объявлен прощальным. Закрывая его, я и не предполагал, что получу от его верных почитателей не одну сотню просьб не делать этого и по-прежнему проводить фестиваль ежегодно. Надеюсь, так оно и будет. Но фестиваль, который я основал 34 года назад, со следующего сезона будет проводить новый художественный руководитель. Его я представлю на концерте-открытии в Малом зале филармонии.
А пока перед вами программа ХХХIII-го фестиваля. Три его концерта пройдут в Малом зале Филармонии, один – в зале Фонда художника Михаила Шемякина, два – в Арт-пространстве Союз печатников. Хотелось бы, как и в прошлые годы написать: «Традиционно основной площадкой «Звуковых путей» будет концертный зал Дома композиторов». Но, к большому сожалению, родной и нам, и многим петербургским слушателям Дубовый зал Дома композиторов более Союзу композиторов не принадлежит, а новые владельцы дворца Монферрана весьма далеки от музыки.
Тем не менее, от других традиций «Звуковые пути» отказывать не собираются. Как всегда, на фестивале будет много премьер – 20 мировых и 12 российских. Как обычно, вас ждут замечательные исполнители. Среди них – Ансамбль солистов Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, Московский ансамбль современной музыки (МАСМ), петербургский Just ensemble, четыре хоровых коллектива: Концертный хор «Перезвоны», Женский хор музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова, Концертный хор Санкт-Петербургского института культуры и Хор Санкт-Петербургской консерватории, вокалистки Анна Листова и Ирина Васильева, пианисты Алексей Глазков, Александра Листова и Сергей Осколков-младший.
Так получилось, что три программы из шести – мемориальные, они посвящены ушедшим коллегам.
Фестиваль откроется 18 ноября в Малом зале Филармонии концертом памяти Джорджа Крама. Его музыка неизменно исполнялась на «Звуковых путях», сам композитор приезжал на наш фестиваль в 1997 году и стал тогда Почетным членом одноименной Творческой ассоциации, а в 2019-м мы торжественно отмечали его 90-летие. В программе нынешнего концерта – камерные сочинения самого Крама и петербургских авторов, в которых своеобразно преломились идеи американского композитора.
Выступление Ансамбля солистов АСО Филармонии в Арт-пространстве Союз печатников 19 ноября посвящено памяти летописца концертной жизни Ленинграда-Петербурга, критика, чудесного музыканта и человека Михаила Григорьевича Бялика. Его всегда отличали непременная любознательность, искренняя доброжелательность и открытость всему новому. Думаю, Михаил Григорьевич с интересом послушал бы сочинения Шенберга, Такемицу и премьеры Крашенинникова, Крутика и Вабеля.
Название финального хорового концерта в Малом зале филармонии 23 ноября говорит само за себя: «Сергей Слонимский и его школа». В этом году Сергею Михайловичу исполнилось бы 90 лет. «Звуковые пути» он поддерживал со времен основания, музыка Слонимского органически вписывалась в контекст наших программ, а ряд сочинений композитор написал специально для премьерного исполнения на фестивале. В 1998 он стал Почетным членом Творческой ассоциации «Звуковые пути». Большой Мастер, он был не только выдающимся творцом, но и Учителем с большой буквы. Это почувствует каждый, слушая хоровые сочинения и Слонимского, и его выпускников разных лет.
Особняком стоит концерт фортепианных миниатюр в Фонде художника Михаила Шемякина 20 ноября, и это будут только премьеры!!! Они посвящены юбилеям – сочинения к 150-летию со дня рождения Александра Скрябина и 100-летию со дня рождения Янниса Ксенакиса являются своеобразными репликами петербургских авторов на творчество юбиляров. В этом году у фестиваля появился партнер – Международный конкурс молодых композиторов Звуковые пути/ Sound Ways/ 声音路径 в Шанхае. В третьем отделении концерта прозвучат сочинения лауреатов этого конкурса – китайских композиторов Ли Идэ, Лу Дайвэй, Ни Чэнкан и Гао Чжии. А исполнят все три блока столь разнообразной программы пианисты Алексей Глазков и Сергей Осколков-младший при участии авторов фортепианных миниатюр.
Сохраняя верность сформированным еще в 1989 году принципам, мы внимательно следим за новациями XXI века. В этом году фестиваль по понятным причинам впервые остался без зарубежных гостей, но его афиша, как и в прошлые годы представит широкую международную панораму новой музыки. Таковы программы Московского ансамбля современной музыки в Малом зале филармонии 21 ноября и Just ensemble в Арт-пространстве Союз печатников 22 ноября.
Приходите!
Александр Радвилович,
основатель и художественный руководитель фестиваля