20 марта 2024 года в Большом зале Петербургской филармонии состоится концерт Московского ансамбля современной музыки (МАСМ).
Программа концерта получила название по имени пьесы «Голос кита» (1971) американского авангардиста Джорджа Крама, вдохновленной «песнями» горбатого кита. Сочинение, исполнители которого, по мысли автора, должны быть облачены в маски, охватывает события от начала до конца времен, его средние части-вариации носят названия геологических периодов.
Коллектив также представит пьесы для подготовленного фортепиано Джона Кейджа, созданные в 1940-е годы, когда Кейдж подрабатывал аккомпаниатором в классах современной хореографии. Композитор создал серию пьес, предназначенную для танцевальных композиций: стремясь расширить возможности традиционного инструмента, он изобрел так называемое «подготовленное фортепиано», богатое непредсказуемыми тембрами, в звучании которого усилено ударное начало.
Прозвучит композиция «Разные поезда» (1988) Стива Райха – одного из основоположников минимализма. Сочинение для квартета и фонограммы со звуками поездов и перекомпонованной речью: именно речь становится основополагающим компонентом целого, из ее интонаций вырастают мелодии.
Пьеса «Мой совершенно пустой рот» (1999) обладателя Пулитцеровской премии и премии Grammy, постминималиста Дэвида Лэнга – возникла из фразы (My Very Empty Mouth), которой его учили в детстве, помогая запомнить порядок планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс. В 2003 году композиция вышла на альбоме Child, ставшего для Лэнга «попыткой изучить разные переживания, какими я их помню из своего детства».