15 июня 2024 года в ГЭС-2 впервые в Москве прозвучит «33 вариации о 33 вариациях» (2011/2019) Ханса Цендера – сочиненная интерпретация «Вариаций на тему вальса Диабелли» Людвига ван Бетховена.
В 1819 году венский издатель и композитор Антон Диабелли предложил коллегам написать по одной вариации на его тему. Среди откликнувшихся были Франц Шуберт, совсем юный Ференц Лист и другие, менее заметные авторы первой трети XIX века, чьи произведения планировалось выпустить под одной обложкой. Бетховен от участия в коллективном проекте отказался, но в 1823 году закончил работу над «33 вариациями на тему вальса Антона Диабелли» – своим самым масштабным сочинением для фортепиано. Из материала, который сам композитор поначалу посчитал банальным, вырастает едва ли не самый сложно организованный вариационный цикл в истории музыки: пианист Ханс фон Бюлов называл «33 вариации» «микрокосмом бетховенского гения вообще и отражением всего мира звуков».
Немецкий композитор Ханс Цендер (1936-2019) вошел в историю искусства ХХ века как создатель жанра «сочиненной интерпретации» – оркестровых версий произведений европейского музыкального канона, балансирующих между «абсолютной верностью оригиналу и полным его разрушением». После «Зимнего пути Шуберта» (1993) и «Шуман-фантазии» (1997) Цендер пересочиняет «Диабелли-вариации» – с той же степенью свободы, с которой сам Бетховен обращался с темой первоисточника. «33 вариации о 33 вариациях» (2011/2019) напоминают о том, каким авангардом для своего времени был музыкальный язык бетховенского цикла: Цендер исследует феномен того, что Теодор Адорно применительно к стилю позднего Бетховена называл «радикальным раскрепощением музыки».
Московскую премьеру осуществит Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) под управлением Федора Леднёва. Ведущий концерта – музыковед Ярослав Тимофеев.