Какой путь, вероятно, пройдет абитуриент, стремящийся получить образование в России по направлению «электроакустическая музыка»? Есть ли возможность бесплатного обучения? Что предлагают различные институции? Сравнив ситуацию в российском и зарубежном образовании, корреспондент reMusik.org Мария Андреева дает ответы на эти вопросы.
На сегодняшний день создатель электронной музыки – вольная птица, способная самостоятельно осваивать любые земли: с образованием или без. На первый взгляд требуется лишь только разобраться в DAW-секвенсоре, в частности, в программе Ableton Live, в которой сразу можно написать, аранжировать, обработать и свести свою первую музыкальную работу. Звучит легко и просто. А нужны ли знания музыкальной теории для написания электронной музыки? Сочинять красивые мелодии можно и без гармонии, сольфеджио или курса композиции. Впрочем, теория для композитора, как анатомия для художника: без набитой руки и осмысления формы портрет будет выглядеть словно рисунок первоклассника. Как и в изобразительном искусстве – следование правилам игры, сформированным веками, это не блажь, а помощник для композитора. Каждый вправе отказаться от правил, желая привнести иной взгляд на объект только тогда, когда тот изначально знал их. И на пути становления музыкантом есть возможность избежать самых тривиальных ошибок, а обнаружение дьявольского тритона при создании зловещей музыки не покажется открытием века.
Время диктует музыкальному образованию в целом необходимость в формировании нового типа специалиста, способного ориентироваться в современных жанрах музыки. Так, электронную музыку разбить на градации кажется практически нереальным: танцевальная с лёгкостью может стать интеллектуальной (например, Джэймс Блэйк пишет музыку к The Barre Project Уильяма Форсайта). К слову, ни в одном учебном плане, о которых пойдет дальше речь, не изучается история электроакустической музыки.
В государственных институциях в настоящее время нет программ, связанных целиком и полностью с созданием электронной музыки. По этой причине перед абитуриентом стоит выбор: академическое музыкальное образование на композиторском факультете или музыкальная звукорежиссура. Важно понимать и принимать свои возможности и цели обучения. Сочинительство произведений крупной формы или создание мини-альбома? Быть композитором, соседствующим с академической средой, или ставить подвижные биты на рейвах?
Академизм и композиторство
Интересен кейс Российской Академии Музыки имени Гнесиных, ставший первым музыкальным ВУЗом, в котором с 1984 года плодотворно развивалась идея внедрения музыкальной информатики в учебные программы. Только через 16 лет была учреждена кафедра компьютерной музыки, генетически выросшей из кафедры композиции и инструментовки. К 2011 году профиль «Компьютерная музыка и аранжировка» стал, по их словам, основным организатором образовательной деятельности для бакалавров и магистров, заинтересованных в данном направлении. Так, студенты-композиторы способны выполнять заказы на создание музыки и аранжировки к кино- и телефильмам, аудиокнигам и спектаклям. Время идёт – появились ли конкуренты для Академии Музыки?
В Московской консерватории при научно-композиторском факультете живёт и здравствует кафедра современной музыки с броскими названиями дисциплин, относящихся к электронной музыке: «Эстетика электроакустической композиции», «Основы звукорежиссуры, техники работы с электронным звуком и мультимедиа», «Техника электронной музыки». Между тем электронная музыка изучается скорее, как дополнение, а не как эксперимент. В России высококлассное академическое образование, но свободы, которой предполагает в себе электронная музыка – не достаёт.
Звук и режиссура
В России по специалитету «Музыкальная звукорежиссура» проводится обучение в 11 ВУЗах: РАМ им.Гнесиных, ИСИ и РГСАИ в Москве; СПбГУП в Санкт-Петербурге, в консерваториях Ростова-на-Дону, Уфы и Казани, Краснодарском государственном институте культуры. Выбор образовательных учреждений расширяется, если принимать во внимание программу «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств», позволяющая работать на телевидении и в кинопроизводстве.
Пожалуй, не всё может быть гладко в учебном процессе, как кажется на первый взгляд. Резидентка проекта ClassicElectric Маша Шостакович рассказала об обучении на программе звукорежиссуры аудиовизуальных искусств: «Пять-десять лет тому назад в моем университете была проблема такая: ты хочешь быть звукорежиссером, но у тебя нет доступа к нормальной технике, технологии. Тебя учат чувствовать трагизм, но тебя элементарно не научили ручки крутить, программой пользоваться. На тот момент те преподаватели были хорошими советскими звукорежиссерами, но они не были действующими. Зависит все от системы образования в этой среде. И, конечно, доступ важен. Мой опыт таков: классные звукорежиссеры вырастают из ребят, которые будучи в университете или попали сразу же в производство. Или из тех, у кого имеется самостоятельная возможность оснащать себя. И как больные сидеть в своей студии и самообучаться. Не у всех это есть. Абсолютное меньшинство в кинопроизводстве будут согласны брать к себе на работу или подработку первокурсников, чтобы их обучать, потому что кинопроизводство – это очень серьезно. Всё на потоке времени».
Саунд и дизайн
Высшая Школа Экономики в Москве позволяет получить диплом бакалавра по направлению «Саунд-арт и саунд-дизайн». По словам руководителя программы Андриеша Гандрабура, время требует создания среды, где будут «воспитывать новых экспертов – не только опытных мастеров своего дела, но и художников, опирающихся на массивный фундамент знаний». В первый год обучения каждый студент представит собственный мини-альбом, перед этим ознакомившись со студийным оборудованием и профессиональным цифровым инструментарием. На втором курсе упор идёт на комплексные технологические практики: от музыкального программирования до работы в звукозаписывающей студии. Третий год учебы посвящен ознакомлению со смежными дисциплинами: театр, музыкальная журналистика, гейм-дизайн. В завершении – выпускная квалификационная работа.
Ещё одна находка – Институт звукового дизайна, считающаяся ведущей платформой в области исследования и обучения саунд-дизайна в России. Основатель – композитор и звукорежиссер Василий Филатов (CJ Basie). В арсенале ИЗД две доступных программы разного формата. Для москвичей и гостей столицы открыт курс «Звукорежиссура. Саунд-дизайн. Музыка» с выбором направления: «Дизайн звука в аудиовизуальных медиа», «Интерактивный звук» (работа в звуковом движке Wwise), «Музыка для визуальных медиа», «Создание электронной музыки». Для желающих обрести базовые знания о звуке может приглянуться онлайн-программа «Sound design» видео-уроками и проверкой девяти домашних заданий. Длительность обучения – до 4-х месяцев.
Образование и онлайн
В период пандемии возрос интерес абитуриентов к онлайн-университетам, но с одним исключением – у тебя должен быть корочка о высшем образовании, так как такого рода учреждения выдают диплом установленного образца негосударственной формы (читать: пройденные курсы повышения квалификации).
У Skillbox есть 16-месячный курс «Создание электронной музыки», в ходе которого студенты осваивают 4 модуля: элементарную музыкальную теорию, DAW-секвенсор Ableton Live, практические навыки работы со звуком, музыкальное продюсирование (production). В качестве дипломной работы выпускники презентуют собственный мини-альбом из четырех треков. Тот факт, что программа тесно сотрудничает с Hyperboloid Records, порождает видимость возможного продвижения будущего артиста на этом лейбле.
Платформа GeekBrains предлагает пройти обучение на программе «Дизайн звука: back to basics». Освоение Ableton Live и постижение теории музыки остаётся приоритетной, но сами модули, как и цена за образование, увеличиваются. За 12-месячную учёбу студент получит знания о психоакустике, гранулярном синтезе и лееринге. Лакмусовой бумажкой вполне способен стать экспертный (не преподавательский) состав: если ввести заявленные имена, например, iBenji или 813, в Apple Music, то абитуриент вспомнит каждого будь то из-за тренда в ТикТоке или знакового фита с известными исполнителями.
Зарубежный опыт
Ознакомившись с зарубежными институтами, специализирующимися исключительно на электронной музыке, легко прийти в недоумение: «А что не так с Россией?». Институт Компьютерной Музыки и Саунд Технологий под эгидой Цюрихского Университета Искусств пытается подойти к электронной музыке междисциплинарно: математика, инженерия, психоакустика, компьютерные науки, медиа, композиция, театральное искусство – будто стоят на границе между лиризмом и рационализмом. Помимо науки и преподавательской деятельности ICST нацелен на создание музыки, ставшей возможным благодаря многочисленным резиденциям, концертам, семинаров и воркшопов. Именно в этом учреждении была разработана технология объемного звучания Ambisonics, признанная международным сообществом.
Французский институт IRCAM, занимающийся исследованиями музыки и звука в области авангардной и электроакустической музыки, разрабатывает программные инструменты (software tools) для музыкантов, композиторов, исполнителей и музыковедов. Они могут использовать действующие модели или прототипы, созданные научными группами в различных направлениях, связанных с музыкой: иностранные языки, взаимодействие человека с компьютером, акустику, когнитивная психология). Научный проект лаборатории организован по трем модулям: Звуковая Мастерская (Sound Workshop), Музыкальное Тело (The Musical Body), Творческая Динамика (Creative Dynamics). Эти три области пересекают физические и цифровые измерения мира звука и музыки. Работа, проводимая IRCAM, поддерживается Министерством культуры Франции и Университетом Сорбонны.
Финал
По итогу мечты об успешной карьере музыканта-электронщика граничат с возникающим сомнением о вложенных деньгах. Эпоха обязательного высшего образования канула в лету – сейчас важны достижения и реальный продукт будущего творца. Заглянув на сайт онлайн-университета, можно понять, по какой траектории двигаться. Самостоятельно и без материальных инвестиций легко обучиться базовой теорией музыки, благо есть бесплатные уроки на Coursera. Узнать о Ableton Live можно благодаря видеоурокам на YouTube. Однако любые образовательные учреждения даруют студенту коммуникацию. С преподавателями, которые укажут на ошибки; с возможными заказчиками, благодаря пройденной практике; со специалистами смежных профессий, благодаря которым есть возможность появления творческих тандемов.
К сожалению, государство не нацелено поддерживать электроакустическую музыку и ее развитие, как, например, в Париже. Российское образование пока не вовлечено в научные исследования и открытия, как это произошло в Цюрихе. Знания – ради знаний, без практического применения.