Приёмы исполнения новой музыки:
скрипка

Станислав Малышев

текст:
Станислав Малышев
Журнал reMusik.org

Приёмы исполнения новой музыки: скрипка

Станислав Малышев

текст:
Станислав Малышев
Журнал reMusik.org

Скрипач, солист ансамбля «Студия новой музыки» Станислав Малышев составил «топ» приёмов игры на скрипке в новой музыке.

Вертикальное движение смычка
Это движение смычка вдоль струны от подставки к грифу, завитку и порожку или наоборот. Обычно смычок движется параллельно подставке, то есть перпендикулярно струне. Этот приём используется и как одиночное вертикальное движение, что вызывает просто шумовой эффект, и как tremolo. Это довольно-таки тихий приём. Как правило, он записывается стрелочкой вниз и вверх. После этого приёма струну нужно протирать одеколоном (или водкой). Канифоль со смычка попадает на струны, и пальцы левой руки прилипают к струнам, поскольку в классической игре смычок не должен там играть.

Приём встречается, например, в сочинении Юга Марковича, автора из Сербии, который недавно победил на конкурсе «Новые классики». В этом квартете смычок движется от super sul tasto к sul ponticello. Вертикальное движение смычка встречается и в квартете Алины Подзоровой.

Игра за подставкой (behind the bridge)
Это игра по отрезку струны от подставки до канители или игра по канители (обмотке струн). При игре по обмотке ближе к подгрифнику получается скрежещущий звук. При игре за подставкой по струнам без канители высота звука ярко выражена. Нота звучит выше, потому что отрезок струны с этой стороны короче, чем тот, который тянется по всему грифу. Обозначение этого приёма указывается в легенде. Так делали Пендерецкий, Лахенман и многие другие. Либо головка ноты меняется на крестик или что-то необычное.

Самый известный композитор, который использует этот приём, – Астор Пьяццолла. В «Либертанго» и цикле «Времена года в Буэнос-Айресе» он использует игру за подставкой как особую краску.

Пережатие смычка
Приём, при котором смычок зажимает струну, извлекая скрежет вместо красивого скрипичного звука. Почему-то многие музыканты думают, что нужно усиливать давление смычка. Никто не хочет этого делать, потому что волос перетирается. Но это заблуждение. На самом деле этот приём достигается скоростью движения смычка. Если вести смычок максимально медленно, он будет плотно лежать на струне, звук начнёт искажаться, и пережим возникнет сам. Пережатие смычка не наносит никакого вреда инструменту. Даже самый обычный приём может испортить инструмент, если музыкант неаккуратен.

Пережатие может обозначаться чёрным квадратом, или, как мы говорим, «Кремлёвской стеной» – П-образным знаком над нотой. Это очень распространённый приём: смотрите любую современную музыку, и вы его встретите. Из российских композиторов его используют, например, Николай Попов, Анна Поспелова, Владимир Горлинский, использовал Георгий Дорохов.

Col legno
Это игра древком смычка. Col legno battuto – это короткий острый штрих, при котором древко смычка отскакивает от струны, как бы подпрыгивание на батуте. Звуковысотность сохраняется, но чистый тон исчезает: получается звук с шумами. Col legno tratto – это плавное движение лежачего смычка. Из-за того, что дерево трётся об струну, возникает шумовой эффект. Звук перестаёт иметь конкретный главный тон. С col legno не должно быть проблем, потому что сейчас продаётся много недорогих и хороших углепластиковых смычков, которые не портят инструмент.

Хороший пример на современные приёмы игры на скрипке – это «Токкатина» Хельмута Лахенмана, этюд для скрипки соло, в котором используются многие современные приёмы. Там и lower pressure, и col legno, и игра за подставкой, и разные интересные pizzicato. Лахенман также использует винт смычка, который играет по струне. Но всё это приёмы, использующие скрипку как резонатор. Резонатор может быть и другим, необязательно использовать для этого инструменты, на которые мастера тратят годы жизни. Существуют китайские инструменты, которые может себе позволить каждый исполнитель современной музыки. На такой скрипке можно спокойно экспериментировать и пробовать все эти приёмы, не опасаясь за её целостность. Здесь не нужна краска звука, которая создавалась мастерами на протяжении столетий. На концертах я использую свой инструмент XVIII века, но все приёмы я выполняю очень аккуратно. Когда я понимаю, что приём может навредить скрипке, я беру более дешёвый инструмент.

Если вы желаете получать информацию о концертах, образовательных программах, новых публикациях издательства и других событиях reMusik.org, подписывайтесь на нашу рассылку!