Новое восприятие:
знакомство с электронной академической музыкой
текст:
Лилия Исхакова
Журнал reMusik.org
Новое восприятие: знакомство с электронной академической музыкой
текст:
Лилия Исхакова
Журнал reMusik.org
Автор reMusik.org Лилия Исхакова подготовила плейлист для тех, кто желал бы разобраться, как работает звук и какие инструменты и техники использованы в произведениях электронной музыки.
София Губайдулина «Vivente-non vivente» («Живое-неживое»)
Еще на рубеже 60-70 годов используя возможности АНСа (первого в мире многоголосного оптического синтезатора, названного так в честь А. Н. Скрябина), подготовленный рояль, колокола, записанные на магнитофон голоса человека (вздохи, крики, плач, пение), София Губайдулина создала удивительную, потрясающую, по сегодняшний день актуально звучащую пьесу «Vivente-non vivente» («Живое-неживое»).
Карлхайнц Штокхаузен «Kontakte»
Для восприятия следующей композиции слушатель должен быть готов к изменениям внутри себя, это требует от него незаурядности и смелости. Эту музыку в идеале нужно слушать при живом исполнении в зале, ведь сам автор писал о ней так: «Это не философия — это мечта всей моей жизни: музыка, умеющая летать… В «Kontakte», первоначально чисто электронная композиция, позже создана для фортепиано, ударных и магнитофонной ленты, пианист и ударник находятся на сцене, в то время как электронная музыка «Kontakte» звучит из громкоговорителей, опоясывающих аудиторию по окружности… Я организовывал музыкальное пространство таким образом, чтобы звук шел со всех направлений и вращался вокруг слушателей…».
Эдгар Варез «Электронная поэма»
Ни один плейлист электронной музыки невозможен без включения туда сочинения Эдгара Вареза – новатора, исследователя, экспериментатора, одного из первооткрывателей возможностей электронной музыки. Его ошеломляющая новизной «Электронная поэма» произвела на слушателей невообразимый фурор на Всемирной выставке в Брюсселе (1958 год). Целью Вареза было освобождение звука, «открытие всего звукового универсума в музыке». В «Электронной поэме», написанной для павильона Philips, демонстрировавшего технический прогресс фирмы, композитор использует различные шумы, голоса и крики людей, звуки машин, сирены, гудки… Теперь это сочинение уже является классикой в звездной плеяде электронной академической музыки.
Николай Хруст «Маленькое сотворение мира» (Katjas Gesang) для скрипки и электронной импровизации
Николай Хруст — композитор, виртуозно владеющий звуковыми возможностями электронной музыки. О своем произведении «Маленькое сотворение мира (Katjas Gesang) для скрипки и электронной импровизации» рассказывает сам автор:
«Важная для меня «системная» музыкальная идея — детали определяют целое, микроуровень влияет на макроуровень, в малом содержится большое.
Кроме того, здесь звуки постоянно мутируют друг в друга, соединяются, порождая новые звуки, подобно молекулам сложных веществ — как в партии скрипки, так и между скрипкой и электроникой. Таким образом происходит «маленькое сотворение звукового мира».»
Александр Хубеев «Cryptocalypse» для виолончели, электроники и видео
Произведение — зашифрованное (крипто-)послание композитора в ответ на инсталляцию современного скульптора Дмитрия Каварги «Конец света 21.12». Соединяет в себе два смысла, два культовых понятия: «Cryptogramma» и «Apocalypse». При всей трагичности идеи Апокалипсиса, во время прослушивания этой композиции не возникает ощущения конца, одинокий, но не слабый, не тонущий во мраке, голос виолончели дает надежду на будущее.
Лилия Исхакова «Performance of Memory» для кларнета и электроники
Композиция основана на идее работы сознания и памяти, переосмысления и преобразования образов пережитого опыта и перенос его в настоящее.
Модифицированные собственные сочинения прошлых лет в партии электроники переплетаются как с новым материалом, новыми идеями и мыслями, так и с цитатами в партии кларнета.