Михаэль Пельцель: Концерт современной музыки для органа – это смело даже для Германии
Михаэль Пельцель: Концерт современной музыки для органа – это смело даже для Германии
В преддверии проекта Organum Novum, который пройдет в Концертном зале Мариинского театра и Петрикирхе, Маргарита Попова побеседовала с Михаэлем Пельцелем – композитором и органистом из Швейцарии, произведение которого прозвучит на концерте 3 февраля 2020 года. Музыкант поделился своими мыслями о современной органной музыке и её интеграции в классические концертные программы.
– Что заинтересовало вас в проекте Organum Novum?
Здесь современная органная музыка становится центром события. Действительно, не так просто включить в концертную программу органные произведения композиторов XX-XXI веков, создав из неё нечто осмысленное и целое. Очень часто программы «чистой» органной музыки выглядят довольно консервативно, и пьесы современных авторов, таким образом, звучат словно «не к месту». Концерт современной музыки для органа – это смело даже для Германии. Поэтому я очень рад принять участие в Санкт-Петербургском проекте и с нетерпением жду этого мероприятия.
– В один из дней проекта прозвучит ваше сочинение для органа. Расскажите немного о нём.
Идея моего произведения – «Трёх этюдов-багателей» – состоит в том, что орган предстает будто бы препарированным. Это означает, что регистры вытянуты лишь наполовину, и из-за этого звучание получается своего рода отчуждённым. Звук выходит словно бы «пустым» и воздушным. Я буду очень рад, если мне удастся найти на этом инструменте подходящую регистровку, чтобы сделать произведение максимально ярким и красочным.
– Как часто вы сочиняете для органа?
В моём списке – 5 органных композиций. Иногда я сочиняю для органа на заказ. В настоящий момент у меня нет никаких планов в этом направлении, поскольку сейчас я работаю над произведениями для других составов.
– В рамках проекта Organum Novum вы будете давать мастер-класс. О чём предпочитаете говорить: в целом об игре на органе или о современных техниках композиции?
Обычно я как композитор представляю свои произведения широкой общественности. Также я даю мастер-классы молодым авторам, и в связи с этим посещал Берн и даже Южную Африку. Мой семинар на тему «Орган и регистровка/звукокраска» рассказывает о том, как можно наилучшим и одновременно самым оригинальным образом использовать этот инструмент в современной музыке.
– Существуют ли особые техники исполнения современной музыки на органе? Должен ли исполнитель специально их изучить, прежде чем подступиться к такому произведению?
Исполнителю на органе, равно как и на любом другом инструменте, нужно изучать соответствующую технику, которая предполагается композитором. К специфическим техникам относятся, в частности, игра на половинной подаче воздуха в органные трубы, а также обильное применение кластеров – как, к примеру, в органной музыке Дьёрдя Лигети.
– Вы являетесь органистом реформаторского церковного прихода города Штефы. Что входит в ваши обязанности? Позволяете ли вы себе какие-нибудь эксперименты с традициями или порядком исполнения?
Я сопровождаю службы в церкви Штефы совершенно обычным образом и выступаю с концертами. Однако время от времени я пытаюсь включать в программы и современные произведения, но все же без желания переусердствовать. Такая музыка должна иметь соответствующий повод или подходить церковной службе.
– Кто из ваших учителей или других композиторов оказал на вас особенное влияние и почему?
Меня буквально завораживают своими красочными гармониями сочинения Георга Фридриха Хааса, Жерара Гризе и Оливье Мессиана. Также на меня очень повлиял Макс Регер и насыщенность его полифонических построений.
Большое спасибо за эту беседу!
Спасибо!
Досье
Органист и композитор Михаэль Пельцель учился в музыкальных университетах Люцерна, Базеля, Штуттгарта, Берлина и Карлсруэ. Среди учителей — Иван Клански (фортепиано), Мартин Зандер и Людгер Ломанн (орган), Дитер Амман, Детлев Мюллер-Сименс, Георг-Фридрих Хаас, Вольфганг Рим (композиция), Роланд Мозер, Бальц Трюмпи (теория музыки). В настоящее время Михаэль Пельцель живет в местечке Штэфа на берегу Цюрихского озера, где занимается композицией, служит приходским органистом местной церкви. Время от времени он читает курс теории музыки в Высшей школе музыки Берна и проводит мастер-классы в университетах Йоханесбурга и Претории (ЮАР). В качестве органиста он был приглашенным солистом в Швейцарской церкви в Лондоне, а также в различных соборах Сан-Франциско, Лос-Анджелеса, Сиднея и Кейптауна. Как композитор Пельцель сотрудничал со многими оркестрами и ансамблями новой музыки, среди которых: Collegium Novum Zürich, Aequatuor-Ensemble (Цюрих), Ensemble Vortex (Женева), ensemble zora (Арау), Ensemble Phoenix (Базель), ensemble alea III (Бостон), ensemble recherche (Фрайбург-им-Брайсгау), ensemble mosaic (Берлин), Klangforum Wien (Вена), Linea Ensemble (Страсбург), Ensemble intercontemporain (Париж), Симфонический оркестр Баварского радио, Базельский симфонический оркестр.