5 современных композиций для органа, которые стоит послушать
5 современных композиций для органа, которые стоит послушать
текст:
Лилия Исхакова
Журнал reMusik.org
В преддверии проекта Organum Novum мы решили обратиться к музыке для органа, созданной в прошлом столетии и сегодня. Специально для журнала reMusik.org композитор Лилия Исхакова составила свой плэйлист современной органной музыки и объяснила, почему эти пьесы стоит послушать.
Дьёрдь Лигети
При составлении плэйлиста современной музыки для органа стоит начать с Volumina Дьёрдя Лигети – пьесы, открывшей новый звуковой мир и новые возможности этого инструмента. Композиция построена на поисках оригинального тембра и звучания, а также интересна весьма необычной для своего времени нотацией. Возможно, Volumina стала некой точкой отсчёта органной музыки, существовавшей в эпохе послевоенного авангарда.
- Volumina (1962) Дьёрдь Лигети 12:50
София Губайдулина
Противостояние двух противоположностей – одна из главных тем в творчестве Софии Губайдулиной. В её сочинении «Свет и тьма» сочетание мелодического и гаммообразного движения с диссонантными плотными звуковыми текстурами – как противопоставление двух контрастных музыкальных элементов – создаёт яркий антитетический образ. «В наше время мы не можем обойтись без сильнейшего контраста – от светлого к темному, от дьявольского к божественному. Такой контраст внутри нас самих, мы вынуждены преодолевать его, это наша актуальность. Да, в жизни есть и плюс, и минус, существует негативное и позитивное, тёмное и светлое, но между ними должно быть найдено благостное равновесие, должна появиться подвижность, должно возникнуть стремление к свету, которое даёт активность, и в то же время уверенность и постоянство», – говорит Губайдулина.
- Светлое и темное (1976) София Губайдулина 8:16
Клаус Ланг
Клаус Ланг использует самый низкий регистр на протяжении всего сочинения, благодаря чему инструмент звучит утробно, из «глубины». В континууме мрачного глубокого звукового пласта на фоне острого и точного остинато накладываются редкие зависания и всплески звука в предельно высоком регистре. Возникает удивительно пугающее и напряженное состояние непредсказуемости и безысходности. Ничего не поделаешь – Mars attacks.
- Mars attacks (*1999) Клаус Ланг 19:44
Катарина Клемент
В пьесе Drift австрийского композитора Катарины Клемент звучание величественного органа соединяется c live-электроникой – и одновременно ей противопоставляется. Звук в пьесе словно находится на грани: он «дрейфует» между пределом слышимости и огромными звуковыми массами, находясь в сопротивлении и состоянии перехода между акустическими и электронными элементами. Слушая это сочинение, невозможно оторваться.
- Drift (2015) для органа и электроники Катарина Клемент 14:37
Клэр М Сингер
Завершает плэйлист произведение The Molendinar из дебютного альбома Клэр М Сингер – композитора из Лондона, исполнительницы акустической и электронной музыки, основательницы инновационного фестиваля органной музыки Organ Reframed. И хотя кому-то может показаться, что в сочинении используется электроника, это не так – оно полностью акустическое. Процессуальность музыки обеспечивает тотальное погружение в другой мир звука, который не отпускает. Здесь уже сам человек будто поднимается и «парит» над музыкой, пространством и временем.
- The Molendinar (2016) Клэр М Сингер 25:59