15 ноября 2020 года во Дворце Белосельских-Белозерских состоялся концерт-приношение выдающемуся композитору Сергею Слонимскому. Исполнители – артисты Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра под управлением Алексея Васильева, солисты Иван Александров, Юрий Полосьмаков, Чингиз Османов и Григорий Осипов – представили музыку Сергея Михайловича и его учителя Бориса Арапова. Стажёр журнала reMusik.org Диана Аксиненко рассказывает о концерте.
Симфония – излюбленный жанр в творчестве Слонимского. Сам композитор говорил: «Писать симфонии – это большое чудачество. Я чудак и буду это делать». В первом отделении концерта прозвучала симфония №25 Сергея Слонимского (всего у него их 33), которая вошла в своеобразный симфонический «сверхцикл» шести симфоний 2009 года. Это произведение камерное по структуре, но, безусловно, масштабное по изложению. Первая часть – драматическая: мрачное вступление низких духовых сразу погрузило слушателей в сумрачный колорит атмосферы, который отчасти нарушали «просветлённые» фразы струнных. Именно струнные в репризе стали своего рода апофеозом «света» – тремоло вкупе с ударным звучанием ксилофона. Вторая часть симфонии напомнила так называемое «злое» скерцо», знакомое, например, по симфониям Шостаковича. Третья часть выдержана в лирическом ключе: особенно стоит отметить «задумчивые» соло инструментов на почти педализированных аккордах, а в финале музыка звучала решительно и энергично, порой доходила до безудержного пляса. В финале наиболее полно раскрылось богатство перкуссии, в целом, присущее всей симфонии: исполнители партии ударных справились со своей задачей безукоризненно. Дирижёр Алексей Васильев, работая с оркестром, уделял особое внимание ритму и интонации, и под его чутким дирижёрским жестом оркестр то тихо пел печальную песнь, то отражал драматические возгласы. Неудивительно, что после исполнения Двадцать пятой симфонии из зала посыпались аплодисменты и заслуженные крики «браво».
Далее публика услышала Второй фортепианный концерт Слонимского, особенно востребованный у русских и зарубежных музыкантов. Виртуозное исполнение Юрия Полосьмакова предстало в романтическом ключе этого, по сути, классического по форме сочинения. Оркестральность солирующего фортепиано напоминала концерты Листа, позволяла солисту в полной мере проявить свои исполнительские возможности.
Второе отделение открыл тройной концерт для скрипки, фортепиано и ударных с камерным оркестром Бориса Арапова, учителя и друга Сергея Слонимского, который оказал на него огромное влияние. Сергей Слонимский всегда ратовал за исполнение произведений своих предшественников-композиторов, поэтому в концерте его памяти было решено последовать этой традиции. Музыка Бориса Арапова в этом отношении имела особый смысл, поскольку его тройной концерт так же, как и само мероприятие, носит символический подзаголовок in memoriam – посвящён памяти Игоря Стравинского.
В концерте Арапова солировали пианист Иван Александров, скрипач Чингиз Османов и перкуссионист Григорий Осипов: музыканты подарили публике яркую интерпретацию этого сочинения. В первой части с первых же тактов поразила бесконечная экспрессия и эмоциональность солистов: несмотря на достаточно свободное исполнение, ансамбль звучал невероятно слаженно. После концерта Чингиз Османов поделился своими впечатлениями: «Для меня музыка Бориса Арапова – это музыкальный ребус, который всегда интересно разгадывать, и вряд ли удастся разгадать. Исполнение – как увлекательный процесс складывания паззла, где ритм и ноты составляют абстрактную звуковую картину, но при этом ясную для слушателя». По мнению артиста, сложность и одновременно доступность музыки – это то, что объединяет творчество Бориса Арапова и Сергея Слонимского и то, что становится особенно актуальным сегодня.
В завершении вечера была исполнена сюита из балета Сергея Слонимского «Волшебный орех» по сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана, которая известна по повести о Щелкунчике и Мышином короле. Артисты Санкт-Петербургского оркестра почти наглядно, мастерски воплотили звучащие образы персонажей сказки: мечтательного часовщика и чудодея Дроссельмеера, влюблённого в заколдованную принцессу, несуразного короля, пляшущего на одной ноге вокруг колыбели с дочерью, юной нежной принцессы.
С самоотдачей и благодарностью петербургские музыканты почтили память Мастера столь замечательным концертом. Хотя зал не был полным, публика реагировала на выступление оркестра и солистов очень отзывчиво и тепло – слушатели моментально оказались во Вселенной музыки Сергея Михайловича Слонимского и для этого даже не требовалось вступительной речи. По мнению Чингиза Османова, Сергея Слонимского, вероятно, ждёт судьба композитора Моисея Вайнберга, который при жизни не был понят широкой публикой, а сейчас его музыка чрезвычайно востребована и является одним из мировых «трендов».