Пандемия никак не отступает и создаёт новые сложности для организаторов культурных событий, но молодую команду организаторов фестиваля «Время Стравинского» никакие трудности не останавливают. Заручившись поддержкой Президентского Фонда культурных инициатив, ГБУК «Петербург-концерт» и Фонда семьи Ф.И.Стравинского и его сыновей, молодые энтузиасты организовали на площадке Екатерининского собрания двухдневный фестиваль, посвящённый творчеству классика русской и мировой музыки.
Поднимаешься по парадной лестнице Екатерининского собрания, а на экране тебя встречает улыбающийся Стравинский на фотографии. Планы сменяются – и вот ты уже видишь рецензию Асафьева на исполнение «Свадебки» в Ленинграде в 20-х годах XX века.
В Малом зале тебя ждёт лекция культуролога Анны Непши «Нужен ли нам обряд сегодня?» Вот и действительно, нужен ли? Говорят, что да. Форму поменял, но живёт, родимый. Даже, говорят, бюрократия бумажная и то обрядовостью отдаёт. Конечно, куда уж в современном обществе без паспорта, а теперь ещё и QR-кода?
Инициацию интернет-эпохи предложили в своём балете Артур Зобнин и Ирина Сергеева. Какая она? Явно не для слабаков. Тут и интеллект требуется, и готовность в глубины заглядывать. Кому как: «Апокалипсис какой-то в конце» — говорят одни зрители. «Очень милый музон и камешки зачётные» — говорят другие.
Для старого обряда («Свадебки») не только 4 рояля привезли, но даже солиста балета Мариинки Григория Попова пригласили и молодых солистов музыкальных театров. Звучало мощно. Танцевали как в последний раз. Публика кричала «Браво!», но биса не дождалась.
Второй день, казалось бы, более камерный, но тут организаторы припасли уникальные презентации. Евгения Добротина, представительница Фонда семьи Ф.И.Стравинского говорит: «Эта книга у вас на фестивале впервые, до этого её не показывали». «Открытое хранение» — так называется показ, тут и автографы Стравинского, и портреты предков, и семейная книга – та самая, которую никому вживую не показывали. Публика настолько заинтересовалась общением с представителями фонда и рассматриванием вещей, что пришлось даже задержать лекцию «Стравинский как символ отчалившей Руси» Сергея Железнова. Отчалил Стравинский в Европу ещё до Революции. Позже «причалил» только в эпоху оттепели – это известные факты. Но суть лекции не в этом – русская культура через Стравинского проникла в музыку и Европы и США, вот это экспансия!
Нынешние молодые композиторы экспансию продолжают. Кто-то в Европе живёт, а кто-то постоянно звучит. И судя по мультимедийному перформансу «Свои-чужие» ни своим, ни чужим нынешние композиторы спуску не дают. Звуковыми новшествами могут поразить даже подготовленную аудиторию. «Просто в транс меня эта пьеса ввела» — говорит слушательница о «Хороводах» композитора Маковского. И проехать по БАМу с видео Анастасии Дворецкой и музыкой Настасьи Хрущёвой интересно как минимум (я вот не ездил, а вы?). «Модуль памяти» Полеухиной сначала вызывает воспоминания о всём калейдоскопе странностей, которые нас в жизни окружают, а потом ещё и будильником будит – вот и думай сон это или не сон. Радостные крики детей из окна 9 этажа панельки представляете? Хорошо. А теперь добавьте сюда шум микрорайона и представьте, что из этого звукового пейзажа Олег Гудачёв сделал целую пьесу, да вдобавок ещё и виолончель заставил звучать в духе этой музыки улиц. Неплохо, правда? А тут ещё и девушки грустят на немецком перроне в «Ванильке» Дарии Маминовой – вот она, видимо, ностальгия по Родине, экспансия экспансией, а любовь к родной земле никуда не денешь.