Современная музыка Японии: взгляд изнутри
ТЕКСТ: ЛЕОНИД ЗВОЛИНСКИЙ
Современная музыка Японии: взгляд изнутри
ТЕКСТ: ЛЕОНИД ЗВОЛИНСКИЙ
Мы многое слышали о современной музыке Франции, Германии и других европейских стран, но о современной музыке Японии имеем лишь смутные представления. А ведь в стране Восходящего Солнца существуют свои ансамбли, фестивали и, конечно же, композиторы, но об этом знает лишь узкий круг специалистов. Один из них – композитор Леонид Зволинский, который закончил Московскую консерваторию и Гнесинку, а теперь живет и работает в Японии. Специально для журнала reMusik.org Леонид написал небольшое эссе о том, что подразумевает под собой современная японская музыка.
Современная музыка Японии – явление весьма многогранное. Она звучит в самых разных местах, начиная от больших концертных залов и университетов, и заканчивая маленькими альтернативными площадками. В связи с географической удалённостью и культурными особенностями, музыкальное искусство Японии по-прежнему стоит особняком от других стран. Радует, что постепенно эта ситуация меняется: японская музыка заслуживает самого пристального внимания со стороны как профессионалов, так и широкой аудитории во всем мире.
Культурный контекст современного творчества Японии существенно отличается от контекста в западных странах. Многие элементы музыкального языка, которые в западной музыкальной культуре воспринимались как новаторские, совершенно иначе понимаются внутри самой Японии. Европейская музыка второй половины XX века частично заимствовала некоторые особенности традиционной японской эстетики: ощущение времени, когда музыкальное сочинение скорее длится, нежели драматически развивается, или же, специфическую традицию слушания, когда звук воспринимается сам по себе как феномен и не относится по инерции к шуму. Впрочем, поиски нового в сегодняшнем японском искусстве (конкретно, в музыке) связаны с созданием различных концепций, опираются на развитие технологий электронного звучания, мультимедиа и различные межконтекстные явления на стыках технологий, эстетики и культуры.
Попытка бегло представить современную музыку Японии – непростая задача: вокруг нее всегда слишком много информационного шума и бесконечных мифов: при этом достоверных сведений об этой музыке, скажем, в русскоязычном пространстве, не так много. Поэтому сквозь этот «шторм» с нулевой видимостью, словно плывя на шлюпке и вооружившись единственным бумажным фонариком, мы все же попытаемся рассмотреть очертания берегов современной музыкальной жизни наших далеких соседей. И начнем с краткого обзора ведущих японских композиторов, который был бы невозможен без упоминания легенды японской современной музыки Тору Такэмицу.
Ноты рождаются и умирают: композиторы
Тору Такэмицу / Toru Takemitsu (1930-1996) – композитор, который во многом определил имидж японской музыки. При этом Такэмицу долгое время считался аутсайдером и не был принят композиторским сообществом Японии вплоть до момента, когда получил высокую профессиональную оценку Игоря Стравинского. Стравинский рассказал об уникальном японце Аарону Копленду и другим американским коллегам, интерес которых помог Такэмицу преодолеть «профессиональный фильтр» и добиться широкого признания (известный факт, что у него не было официального музыкального образования). Музыка Тору Такэмицу сегодня весьма популярна как в Японии, так и в других странах. Кроме того, его именем назван один из самых престижных японских конкурсов для композиторов Toru Takemitsu Composition Award.
«Я хочу плавать в море, в котором нет ни Востока, ни Запада» (Тору Такэмицу)
Предлагаем послушать наиболее показательное произведение Такэмицу November steps для национальных инструментов бивы и сякухати с оркестром.
- November Steps Тору Такэмицу 19:06
Тосио Хосокава / Toshio Hosokawa (*1955) – один из самых заметных и значительных композиторов современной академической сцены. Хосокава учился в Германии, где его педагогами были Исан Юн, а также Брайан Фернихоу и Клаус Хубер. По рекомендации последнего Хосокава вернулся в Японию, где на него по-новому повлияла традиционная культура и музыка, в том числе каллиграфия, театр Но, классическая придворная музыка. Сейчас Хосокава занимается педагогической и просветительской деятельностью, а также различными фестивалями и проектами. Преподает в Токийском колледже музыки и руководит Интернациональным музыкальным фестивалем Takefu. Так же он был соучредителем Международного семинара и фестиваля современной музыки Akiyoshidai, который проводится и сегодня. В этом году Хосокава в качестве руководителя интернациональной программы по музыкальной композиции фестиваля Suntory Hall Summer Festival пригласил швейцарского композитора Майкла Джаррелла, который провел мастер-класс (кроме того, состоялись камерный и оркестровый концерты Джаррелла, включая мировые премьеры).
«Мы слышим отдельные ноты и в то же время ценим процесс того, как ноты рождаются и умирают: звуковой ландшафт непрерывного становления, который одушевлен сам по себе» (Тосио Хосокава)
Сайт музыкального фестиваля Takefu: takefu-imf.com
Предлагаем послушать сочинение Тосио Хосокавы Circulating Ocean для оркестра.
- Circulating Ocean Тосио Хосокава 20:50
Сугуру Гото / Suguru Goto (*1966) – композитор и медиахудожник, который активно работает с live-электроникой и мультимедиа. В своём творчестве Гото объединяет музыку с видеоартом, хореографией, робототехникой, инженерией. Его проекты часто представлены на различных площадках по всему миру. В данный момент Сугуру Гото – профессор Токийского университета искусств Geidai кафедры Музыкального творчества и создания среды, работающей на пересечении музыки с различными технологиями и другими видами искусств. В рамках факультета Гото организует летнюю школу Max Summer School in Geidai, в которой интенсивно изучаются современные технологии работы с мультимедиа и live-электроникой на базе программы Max MSP. Школу посещают студенты и специалисты из разных стран (в этом году обучение прошли более 70 человек).
Сайт Сугуру Гото: gotolab.geidai.ac.jp
Сайт летней школы Max Summer School in Geidai: maxsummer2019.geidai.ac.jp
Предлагаем посмотреть фрагменты мультимедийной композиции Сугуру Гото под названием Body in Zero G. Это часть большого многолетнего проекта, в котором Гото исследует восприятие человеком нулевой гравитации и стремится творчески воссоздать схожие ощущения в рамках мультимедиа с применением современных технологий. Проект планируется завершить уже в следующем году.
Дай Фудзикура / Dai Fujikura (*1977) – японский композитор, который с 15 лет учился в Великобритании. Сегодня он активно участвует в различных музыкальных проектах не только в Японии, но и в европейских странах. Музыка Фудзикуры, как и музыка Хосакавы, очень важна для современной культуры Японии и её представления за рубежом.
Сайт композитора: daifujikura.com
Предлагаем послушать сочинение Фудзикуры My Batterflys для духового оркестра.
- My Batterflys Дай Фудзикура 13:04
По французской системе: образование
Сегодня в Японии композиторское образование широко распространено: например, в Токио композиторские факультеты существуют более чем в 10 университетах! Токийский университет искусств Geidai выпускает ежегодно около 15 авторов новой музыки, сохраняя негласное «первенство» среди других. При этом, в Японии нет единой крупной ассоциации, которая могла бы обеспечить творческие контакты молодых композиторов.
Как ни странно, особое влияние на культуру Японии имеет Франция. Первым японским композитором, который учился в Парижской консерватории (и, соответственно, перенял методы французского преподавания) был Томодзиро Икэноучи / Tomojiro Ikenouchi (1906-1991). А сейчас больше половины преподавателей-композиторов в вузах Токио так или иначе имеют французское образование после японского. Более того, вступительные испытания по гармонии для композиторов так же проходят по французской системе. После окончания вуза многие выпускники продолжают обучение в Парижской консерватории или в IRCAM. Хотя нередко студенты уезжают и в другие страны – в Великобританию, Германию, Данию, Финляндию. Безусловно, связь с французской культурой отражается и в звучании современной музыки самих японцев.
АСМ по-японски: организации и ансамбли
В Японии существуют свои Ассоциация композиторов и Ассоциация современной музыки. На этом аналогии с российскими организациями не заканчиваются: есть даже Японо-Российская ассоциация композиторов. Впрочем, здесь гораздо больше различных композиторских сообществ, которые проводят свои собрания чаще всего один раз в году. Многие авторы входят сразу в несколько профессиональных групп. Зачастую эти группы возникают среди студентов и выпускников, учившихся у одного педагога: как правило, все вместе они встречаются на так называемом «классном» вечере. Что касается крупных композиторских объединений, то в Японии каждый год проводится большой фестиваль Gogeisai («Фестиваль пяти искусств»). Внутри него происходит некий обмен опытом между авторами новой музыки, а также между представителями других искусств, работающих в смежных жанрах.
Многие японские композиторы тесно сотрудничают с ансамблями современной музыки. Назовем два наиболее известных: это классический камерный оркестр Art Respirant (руководитель – композитор Акио Ясураока / Akio Yasuraoka) и ансамбль исторических европейских и классических японских инструментов Ensemble Muromachi.
Ссылки на сайты ансамблей:
ensemblemuromachi.or.jp
artrespirant.com
Предлагаем послушать сочинение руководителя ансамбля Art Respirant Акио Ясураока под названием Triangulum II.
- Triangulum II Акио Ясураока 11:33
Gendai ongaku: что же это?
И в заключении. В Японии (в особенности, в Токио) регулярно проходят большие фестивали и конкурсы современной музыки: некоторые из них насчитывают уже не один десяток лет. В последние годы увеличивается количество воркшопов, интересных проектов и лекций, в том числе для детей и семьи. Например, с 2017 года в Токио ежегодно проходит семинар Born Creative, где участники самого разного возраста под руководством композитора Дай Фудзикуры на практике знакомятся с искусством импровизации, современным ансамблевым творчеством, традиционными японскими инструментами или электроакустикой. Современная академическая музыка Японии имеет большое количество поклонников. Композиторы, исполнители и дирижеры стремятся воспитывать слух различной аудитории и прививать им любовь к современной музыке. И все же нельзя сказать, что каждому японцу известно, что такое gendai ongaku (современная музыка). Хотя, не исключено, что процесс понимания этого явления в стране Восходящего Солнца вот-вот на горизонте, и японская публика будет свободно плавать в музыкальном море, в котором нет ни Востока, ни Запада.