В преддверии VII Санкт-Петербургского международного фестиваля новой музыки reMusik.org музыкальный критик Пётр Поспелов размышляет о будущем онлайн концертов после долгожданного возвращения в «офлайн».
В эру карантина музыкальное творчество онлайн обрело перспективу расцвета. Музыканты, певцы и даже артисты балета демонстрируют таланты, не выходя из своих квартир. Интернациональная сборная, состоящая из полудюжины хористов, двух десятков оркестрантов и пяти Карменсит, одна из которых – основатель проекта Марика Шульце – исполняют глобальную онлайн Хабанеру и такое же Brindisi из «Травиаты». Шейла Бланко по-испански напевает на веб-камеру номера из инструментальных произведений Моцарта, Баха, Бетховена и Дебюсси, излагая в них краткую историю музыки. Игорь Горский без запинки зачитывает по-русски актуальный рэп, сам себе лихо аккомпанируя на рояле и упоминая традиционных героев поп-культуры – Эйнштейна, Бетховена и Чайковского. Кто-то из них присутствует на заднем плане, предусмотрительно облачившись в медицинскую маску. Игорь продумал всё – костюм, антураж и задний план. Из масштабного: Балтийский оркестр Кристьяна Ярви в количестве 106 человек сыграл – каждый из своей квартиры – внушительный фрагмент «Ленинградской симфонии» Шостаковича.
Онлайн-проявления музыкального творчества не теснят одно другое: бескрайнее интернет-пространство не знает аншлагов. Хоть тысячи лайков, хоть два – слушатель есть. Любой стиль музыки, популярной или классической, можно конвертировать в онлайн формат, имелась бы фантазия. Общее между всеми музыкальными жанрами в интернете, однако, в том, что они опираются на проверенные мелодии, стили и тренды. Закон изучен давно: новое, чтобы его оценили, должно сочетаться с известным. Новые технологии плюс знакомые мелодии – неплохой задел для успеха. А вот новые технологии плюс современная музыка – дело рук самих утопающих.
В онлайне авангарду трудно: слишком много неизвестных придётся скормить зараз даже самому доверчивому зрителю-слушателю. Поэтому авангарду всё-таки сподручней предъявлять свои новации с традиционной сцены. Тем амбициознее план, выстроенный Седьмым фестивалем reMusik.org. Его события на этот раз пройдут онлайн, и это будут именно мировые премьеры современных композиторов из разных стран. Сильная сторона затеи в том, что на фестивале состоятся полноценные выступления ансамблей в онлайн формате, а также онлайн встречи с композиторами – и всё это в соответствии с общим стратегическим замыслом фестиваля. Стало быть, и мы, кто будет внимать их премьерам из своих домов или квартир, получим одно и то же кураторское приглашение. Мы станем уже не собранием индивидуумов, хоть и объединённых общим интересом, а фестивальной аудиторией.
Интрига близкого будущего, разумеется, состоит не только в том, какую музыку преподнесут нам композиторы, приглашённые участвовать в фестивале reMusik.org, но и какую форму онлайн презентации они придумают. Заранее заснятые исполнения – уже неплохо. Но самыми примечательными должны оказаться те сочинения, в которых музыкальная идея будет по художественной сути связана с формой её представления в интернете. А в идеале – если музыка и видео составят единое художественное целое настолько, что их нельзя будет расцепить, как букашек весной. Ведь как бы ни были хорошо сделаны поп-клипы, они основаны на песнях, написанных для исполнения с эстрады. А у современной музыки сегодня – опять молодая авангардная задача: создать видеомузыкальный Gesamtkunstwerk, для которого исполнение с концертной сцены стало бы в лучшем случае адаптацией.
Подобные ситуации в истории культуры уже возникали. Например, новаторы немого кино сперва не поверили в кино звуковое. Однако новаторы звукового кино мгновенно убедили предшественников в их неправоте. Режиссёр Леонид Оболенский стал координировать изображение с текстом по простому и чёткому принципу: случайная, на взгляд, последовательность кадров сочеталась с бессмысленным, на слух, набором слов, а итогом сложения дорожек оказывалось более чем понятное кинематографическое произведение.
Нынешние вызовы требуют от композиторов освоения очередного корпуса профессиональных умений. Композиторы уже вызубрили все предметы консерваторского курса, а плюс к нему – музыкальные компьютерные программы от Finale до Dorico. Теперь им придётся добавить к этому видеомонтаж и управление потоками в онлайне. Черновики Бетховена заняли бы сегодня террабайты информации. Композиторы с этим, конечно же, справятся – редкий из них ныне пишет ноты карандашом и не парится в Ableton. Нас ждёт качественный скачок музыкально-технологического мышления. Он произойдёт. Но героями времени станут те, кто сумеет тем самым прийти к иному варианту мышления художественного.
Важно и другое. Когда эра карантина закончится и мы вернёмся в концертные и театральные залы, онлайн форматы, едва внедрившись, не отомрут за ненадобностью. Они будут существовать наряду с живой музыкой, а у художников и у публики обострится чувство выбора необходимого времени и места действия. Возможно, раньше мы ходили в концерты на многое из того, что органичнее смотрелось бы онлайн. Теперь возникнет передел форматов. Мы снова пойдём в консерваторию слушать камерные ансамбли: пока трудно представить себе ансамблевое согласие даже через самый быстрый интернет. Зато некий солист сможет почувствовать себя в онлайн стихии настолько органично, что ему и в консерваторию возвращаться не захочется. В композиторском творчестве вариантов ещё больше. Нынешний кризис, как и любой другой, будет творчески плодотворен – мы выйдем из него во всеоружии опыта, сейчас ещё непривычного, и умений. Поэтому не станем терять времени, как не теряет его неунывающий фестиваль reMusik.org.