Участники «Композиторских онлайн-курсов reMusik.org». Часть третья
Участники «Композиторских онлайн-курсов reMusik.org».
Часть третья
Журнал reMusik.org продолжает знакомить с молодыми композиторами, которые в этом году стали участниками «Композиторских курсов». В третьей части материала Джерри Юэ Жуо, Антон Линдстрём, Жан-Патрик Безингран, Тиньянг Жанг, Чун-тин Панг, Тобиас Фандель, Келли Шиэн, Александр Джамар, Хуан Гомес Алемани и Живон Сео делятся впечатлениями от занятий онлайн и рассказывают о своих пьесах, которые прозвучат на фестивале.
Джерри Юэ Жуо
«Композиторские курсы» были очень хорошо организованы. Я ценю быструю реакцию организаторов на беспрецедентную ситуацию и их усилия, направленные на то, чтобы сделать процесс обучения в интернете максимально гладким. Мне понравились все уроки, лекции и студенческие презентации, в которых было представлено такое разнообразие композиционных практик и идеологий. Я был впечатлен этим духом прогрессивности и непредубеждённости, который разделяют все лекторы и участники. Лекторы особенно были дружелюбны – они вдохновляли. Преподаватели высоко оценили мои навыки, помогли мне сформулировать мысли о композиции и дали мне указание для дальнейшего обучения и исследования.
На фестивале прозвучит моя пьеса Name It для сопрано и малого барабана. Первоначальная идея моего произведения возникла из-за противоречий, связанных с наименованием нового коронавируса. Несмотря на официальное название COVID-19, некоторые люди настаивали на использовании дискриминирующих имён для разжигания ненависти. Я был напуган таким злым использованием языков, и это побудило меня задуматься об их политических последствиях. Мои размышления, таким образом, заключены в этом произведении, где я разбиваю названия вируса на фрагменты, которые будут петь сопрано и иногда ударник. Два исполнителя будут конкурировать друг с другом на протяжении всей части разными способами. Очевидная театральность является общей чертой моих работ, которая вытекает из моих китайских истоков.
Антон Линдстрём
Думаю, я был далеко не единственным, кто скептически отнёсся к проведению подобного курса онлайн. Отменились некоторые мероприятия, которые я очень ждал: репетиции и воркшопы с музыкальными коллективами, а также некоторые публичные события (и, конечно, жаль, что не удалось посетить Петербург). Однако, онлайн формат открыл иные возможности. Я оценил возможность посещать (и плавно перемещаться от одного к другому) индивидуальные занятия приглашённых преподавателей. Если кто-то, кого я знал, или кто был мне очень интересен, собирался давать урок, я мог присутствовать на нём и легко переключиться на другой, если появлялось ещё что-то заслуживающее внимания.
Для меня в событиях такого рода очень важна социальная сторона. Я всегда стараюсь познакомиться и пообщаться как можно с большим количеством людей, и то, что беспокоило меня (пожалуй, даже больше всего) в онлайн формате – это утрата возможности сходить перекусить, поболтать с другими участниками во время перерывов, встретиться с друзьями и коллегами. Удивительно, но это оказалось вполне осуществимо с помощью почти сразу организованного «виртуального бара». Я искренне признателен за то, что можно было поговорить с людьми вне формальных уроков, завести новые знакомства.
Мои занятия с приглашёнными преподавателями были довольно непохожи друг на друга, но я благодарен за встречу с ними. Из моих уроков с Оскаром Бьянки, Рафаэлем Сендо и Дмитрием Курляндским я с особенной теплотой вспоминаю занятия с Курляндским (несмотря на небольшие технические проблемы, произошедшие по моей вине). Мне необычайно понравились большинство встреч с ним (включая его уроки с другими участниками), он невероятный человек, которым восхищался не только я, но и большинство из тех, с кем я общался. Я не хочу преуменьшить ценность других занятий, но о Курляндском у меня наиболее приятные воспоминания.
Премьера произведения, которое я приготовил для фестиваля, состоится 5 июля. Оно будет исполнено ансамблем Lemniscate. Написанное в 2020 году, оно предназначено для септета и озаглавлено как «Эпитафия Гавриила». Особенность пьесы в том, что она развивается нелинейно. Хотя партитура выглядит вполне традиционно, каждый из исполнителей может перемещаться (с большей или меньшей степенью свободы) по фрагментам композиции, прислушиваясь к остальным для того, чтобы выбрать материал, содействующий возникновению лишь смутно намеченной картины. Фактический материал, как он представлен в партитуре, вполне тщательно продуман в соответствии с математическими моделями и системами, но ничего из этого не будет заметно при исполнении музыки.
Нелинеарность, открытость формы и импровизационность – вот аспекты, которые я использовал в нескольких из моих недавних опусов, и каждый раз я стараюсь найти новые способы работы с ними. Благодаря этим особенностям, а также из-за недостатка репетиций в моём присутствии, можно даже утверждать, что я знаю также мало, как и публика, о том, как прозвучит пьеса – с какой-то стороны это даже интересно.
Жан-Патрик Безингран
«Композиторские курсы» reMusik.org – первые онлайн курсы, которые я посетил. Это был момент надежды посреди всей этой ужасной ситуации с коронавирусом. Благодаря курсам мы объединились и открыли музыку композиторов со всего мира. Вдохновляющим оказалось время, когда мы слушали выступления-презентации композиторов. Очень ценными были их мастер-классы и уроки. Особенно поразила организация фестиваля. Всё было совершенно ясно и спокойно, без каких-либо технических проблем и идеально спланировано. Надеюсь, в следующем году я смогу посетить курсы, и порекомендовал бы сделать это каждому.
Название моей пьесы La Ultima Catabasi отсылает к последнему путешествию в загробный мир. Эта метафора означает опыт, который мы получаем во время борьбы с нашими внутренними демонами. Источником вдохновения этой пьесы стали содержание и форма «Ада» Данте. Организацию текста отражает структура пьесы: сочинение начинается с трёх утверждений, выраженных интенсивными ударами по клавишам фортепиано. С каждым из них плотность музыкальной ткани словно истончается, становится разреженной. Иллюстрируя процессы внутренней борьбы, сменяют друг друга гармонии. То же самое и в фактуре – на смену прозрачной ткани приходит плотный контрапункт.
Александр Джамар
Я был приятно удивлён безупречной организацией уроков и лекций, и не сомневаюсь, что предстоящие концерты пройдут не менее успешно. Учитывая обстоятельства, в которых социальные взаимодействия были очень ограничены или вовсе отсутствовали, встречи с композиторами со всего мира в виртуальном пространстве оказались по-настоящему полезными и даже удобными.
Участвуя в онлайн версии «Композиторских курсов» reMusik.org, я понял одну вещь. Дух тусовки, который чувствуешь во время «живой» учёбы, в онлайне воссоздать невозможно. Онлайн урок никогда не будет таким же плодотворным, как офлайн занятие, и не существует лучшего способа узнать композитора, чем побывать с ним на лекции в одном классе. Коллективная концентрация и ощущение соревнования – это совершенно особые состояния и их практически невозможно прочувствовать в виртуальной среде. Во всём вышесказанном нет горечи, и прекрасная организация фестиваля не может быть подвергнута сомнению. Откровенно говоря, мне даже кажется обнадёживающим тот факт, что в человеческих отношениях до сих пор остаётся нечто неподдающееся замене технологиями. И поэтому я с нетерпением жду того времени, когда композиторы и инструменталисты смогут снова встретиться на сцене перед слушателями.
Forest Study I – моя первая попытка «рекомпозиции природы». Я вырос в маленьком городке, окружённом лесом, и очень быстро стал восприимчив к художественному и музыкальному потенциалу земли и звуковым ландшафтам леса. Прошло несколько лет, и я всё ещё заинтригован разницей восприятия времени городской среды, где день делится на измеримые части (часы, минуты и т. д.), и среды естественной, где ощущение времени гораздо больше связано с восприятием пространства. Часть музыкального материала этой пьесы постоянно изменяется, в то время как другая остаётся неизменной. Такой структурный контрапункт воссоздаёт захватывающую «темпоральную полифонию» леса.
Чун-тин Панг
COVID-19 ограничил все наши путешествия, но, к счастью, курсы reMusik.org были организованы онлайн. Участие в них позволило мне стать свидетелем того, как совершенно разные художники собираются вместе и делятся своими мыслями по интернету. Рядом всегда есть единомышленники, но в эти странные времена, когда единственно возможным стал онлайн формат, курсы reMusik.org помогли оставаться на связи с другими композиторами. Я благодарен за это и, честно говоря, даже стал чувствовать себя менее одиноким на пути музыкального искусства, особенно во время изоляции, когда я даже не ходил на работу.
Во время курсов Дмитрий Курляндский предложил мне глубже задуматься о форме, а Рафаэль Сендо посоветовал иначе взглянуть на материалы, с которыми я работаю. Всё это вдохновило меня посмотреть на мой текущий проект с разных точек зрения и, надеюсь, сформулировать идеи для следующего.
Моя пьеса для фестиваля – Notturno con Fuoco для кларнета и скрипки – была написана в 2016 году и получила новую версию в 2017 году. В ней я попытался соединить две противоположные идеи – «notturno» и «con fuoco». Я обращался к метафоре дыхания и хрупкости (notturno), пытался выявить энергию, которая стоит за ними (con fuoco).
Тобиас Фандель
«Композиторские курсы» reMusik.org стали уникальным опытом коммуникации композиторов из разных стран: несмотря на вызов со стороны глобального кризиса, вызванного Covid-19, лекции и занятия смогли создать концентрированную рабочую атмосферу, направить наш пристальный взгляд на эстетические и художественные вопросы. Мне запомнились уроки с Оскаром Бьянки и Дмитрием Курляндским, которые помогли мне обнаружить новые аспекты моего сочинения. В рамках курсов я провёл творческое исследование онлайн формата и создал виртуальную интерпретацию пьесы I’m sitting in a room Элвина Люсье. Размышление о восприятии, которое изменилось из-за кризиса в жизненной среде, всегда было ключевым аспектом моего творческого процесса и онлайн формате получило новое воплощение.
Моя пьеса rational choices, которая будет представлена на фестивале reMusik.org, вдохновлена психологической концепцией рациональности, которая в качестве категории, связанной с личным выбором, может быть рациональной только в отношении известной и представленной информации.
Келли Шиэн
На фестивале прозвучит моя пьеса Blue Noise для малого барабана и аудиотрека. Извлекая значительный интервал из белого шума, вы создаёте кратковременную звуковую иллюзию, напоминающую звон в ушах, которую называют тон Цвикера. И хотя можно в целом обозначить его регистр, нельзя предсказать, какую высоту звука воспримет слушатель. Я использовала этот феномен, чтобы размыть границы между тем, как слышу её я, а как – публика.
В то время как каждая часть уникальна, во время исполнения всех частей партия ударных смешивается с предварительно записанным шумом для того, чтобы выявить неожиданные тоновые элементы в звучании малого барабана (в одной из частей Blue Noise). Это достигается путём соприкосновения малого барабана с резонаторами и другими материалами. В Blue Noise записанные звуки резонаторов будут производить тон Цвикера, а также «голубой шум», аналогичный белому шуму. В процессе исполнения каждый слушатель испытает нечто совершенно уникальное.
Хуан Гомес Алемани
Мой опыт участия в онлайн курсах был очень хорошим, так как я мог совмещать занятия с работой дома. Было невозможно ехать в академию в другое место, далеко от дома, но онлайн курс дал такую возможность без каких-либо волнений. Также в моем случае было хорошее интернет-соединение, и у меня не было проблем с занятиями. Возможность сделать всё это онлайн позволило мне показывать больше визуальных и электронных сочинений (таких, как видео и графические партитуры), чем при личной встрече. Слушатель-зритель в домашних условиях может с большим успехом пользоваться своим ноутбуком дома, чем обычно в академиях, где технические материалы не очень хороши либо вообще отсутствуют.
Ein Klangbuch für Alle und Keinen – это композиция, в которой книга рассматривается как структурный, конструктивный и метафорический элемент. Структурный – в плане того, что музыкальная форма основана на частях книги (обложка, посвящение, текст, указатель и задняя обложка). Конструктивный элемент относится к звучанию самой книги, который является источником звукового материала произведения, а также рождает сходства и различия в отношении между звучанием инструментов и самой книги. Что касается метафорического элемента, то книжная культура, коренящаяся в традиции и человеческой памяти, переносится метафорически в музыку, используя многочисленные музыкальные цитаты из её истории. Это история книги и одновременно история звуков. Таким образом, это произведение предлагает своего рода тавтологию между книгой и звуком. Точно так же, как Ницше в своей книге Ecce homo использует материал своих книг, комментируя их. Здесь же композитор «комментирует» цитаты, связывая их и деконтекстуализируя их, чтобы придать им новый контекст и смысл. Такое «прочтение» музыки актуально для каждого, учитывая объективный смысл звуков. Или ни для кого, учитывая «произвольность» понимания комментариев или его субъективную природу, не передаваемую другим.
Живон Сео
«Композиторские курсы» позволили встретиться с талантливыми и разносторонними молодыми композиторами из разных стран. Если бы не этот год, никогда не было бы возможности участвовать в онлайн академии во время такого долгого и странного периода. Это был прекрасный и захватывающий опыт. Для меня самым ценным комментарием, который я получила, был совет максимизировать или просто продолжать развивать то, что я хочу, даже если это скучно, а не заниматься украшательством модных тенденций.
Моя пьеса Eon 3m, oq (2020) для сопрано и аудио трека посвящена ансамблю Accroche Note для представления на концерте молодых композиторов Grand East во Франции. Название произведения переводится с французского как «Поэма № 3» и дано в инверсии. Причина, по которой текст был переведён на французский, а не оставлен на языке оригинала, заключается в идее исследования различных способов расширить палитру приёмов звукового выражения каждого слова и слога в музыкальном плане. Это сочетается с названиями первой части «№ 3» и второй части – «Зеркало пяти чувств», «Глазами вороны» (я цитировала две поэмы корейского поэта-авангардиста Ли Сана). Согласно структуре поэмы, очень похожие предложения повторяются снова и снова, передавая эмоцию страха как в реальной жизни. Женский голос содержит множество красок, которые могут адаптироваться к конкретному диапазону.
Идея этого произведения основана на технике временного пространства, выписанного тридцать вторыми нотами, где длительности постепенно увеличиваются или уменьшаются по порядку. Структура поэтического текста № 4 схожа с декламацией в музыке Апергиса. Есть определенная модель, внутри которой всё время повторяются одни и те же фразы: к ней будет добавляться всё больше и больше тактов, и она растягивается и пульсирует. Первая часть – это вариация голоса, где каждый гласный и согласный акцент может быть более акцентированным. И ссылаясь на метод Апергиса, пульсации фиксируются каждый раз как реакция, которая может быть связана с болезнью этого поэта, и ритмы всё больше и больше изменяются вокруг этой пульсации. В самом начале гласные и согласные являются примитивными элементами, они трансформируются в слог, и постепенно становятся предложением. После этого, наконец, мы можем понять последние слова. В определённые моменты также добавляется эффект звукоподражания с помощью электронного аудио трека. В следующей части все такты с движением из первой части даны в инверсии, что отражается в названии стихотворения «Зеркало».
Тиньянг Жанг
Хочу выразить свою признательность коллективу reMusik.org. Учёба в этом году несравнима с «живым» форматом, но, несмотря на это, курсы стали утешением в период пандемии. Человек вынослив и всегда приспосабливается даже к самым критическим обстоятельствам. На онлайн курсах мы знакомились с концепциями и эстетикой композиторов со всего мира. Для меня самыми ценными и вдохновляющими были, безусловно, индивидуальные занятия с тьюторами. Думаю, такой формат учебы даёт в некотором смысле даже лучший результат.
На фестивале reMusik.org будет исполнена моя пьеса Peach Blossom Pavilion, написанная под впечатлением от одноимённой картины художника Чжоу Шень (1470 год, династия Мин). В нижней части картины виден ручей, изображённый при помощи так называемых «сухих чернил». Это важнейший фрагмент картины: просвет между скалами на верхней её части и ручей на нижней будто бы зеркально отражают направления друг друга. Прямая тропинка ведёт от ручья к затворнической беседке, которую окружают камни. Среди них растут цветущие и засохшие деревья. Скалы на заднем плане словно погружены в облака и в туман; при помощи более тонкой кисти мягким штрихом переданы смутные очертания рощ и замшелых камней. Художник здесь словно изобразил два разных мира, сказочную страну и земную реальность.
Немного ниже самой высокой из скал виднеются горные террасы, с которых человек может смотреть на беседку. Справа от них виднеются ещё одни горные наслоения. Они изображены другими чернилами, плотными и влажными, создающими эффект глубины и дали. Так образуется многоплановость, играющая важнейшую роль в китайской пейзажной живописи.
Если взглянуть на картину полностью, то заметно, что верхняя её часть визуально разрежена, а нижняя, наоборот, более плотная. Вышеописанные зеркальные направления течения ручья и просвета между скал вместе образуют невидимую линию, которую в китайской философии называют «Веной Ци». Здесь она перекрыта беседкой, сердцем картины, защищённым со всех сторон.
В пьесе я воплотил многие аспекты изображения: это отразилась на штрихах, фактуре, полифоническом развитии, форме. Между регистрами образуется тембровый контраст: «воздушные» тембры в высоком регистре и «водянистые» в басовом. Музыкальные мысли следуют друг за другом в соответствии с ощущением, которое возникает у меня при взгляде на эту картину. Внимание приковывает то едва узнаваемая беседка, то горный пик, утонувший в тумане, то возникающие из повсеместной пустоты горные террасы, рощи, замшелые камни, ручей. Как будто я иду внутри пейзажа, перепрыгивая с подножия скал на их вершины. Пространства различимы смутно, но беседка – это центр всего, и она всегда аккумулирует мое внимание. В музыке это отображено в некой «линии», которую я использую на каждом этапе развития – она может быть видимой или нет, движущейся или устойчивой; она связывает всё – вершины и деревья, небо и ручей, скалы и террасы. Пьеса окрашена спокойной романтической патетикой и происходит всё, естественно, ранней весной, когда начинают цвести персиковые деревья и всё непрерывно движется, как и наши жизни.
Айгерим Сеилова
«Композиторские онлайн-курсы» reMusik.org, как и для многих, явились для меня новым опытом, конечно же в большей части от того, что абсолютно всё происходило в цифровом пространстве. Несмотря на плотный график (мне было интересно послушать как можно больше презентаций/встреч/занятий), мы встречались и в совершенно уникальных ночных (а для кого и дневных) «виртуальных барах» и утром вновь включали свой ноут и Zoom. Самое ценное – знакомство со всеми композиторами: как участниками, так и профессорами. Было интересно послушать как одно и то же произведение рассматривалось с кардинально разных точек зрения. И это очень ценно. Большая благодарность организаторам – Саше Хубееву и Мехди Хоссейни, а также всей команде reMusik.org: за десять дней не было ни одного срыва, всё прошло очень гладко, в первую очередь, технически.
Из запомнившегося:
Дмитрий Курляндский: “Compose your own listener….”
Оскар Бьянки: “Notation isn’t a validation!”
Рафаэль Сендо: “We no longer belong to art!”
На фестивале reMusik.org прозвучит моя пьеса Spiral для виолончели, электроники и видео. Это сюрреалистический портрет исполнителя, своеобразный диалог исполнителя реального (сидящего на сцене) и виртуального (проецируемого). Если физически человек может предстать лишь таким, какой он есть, цифровое (виртуальное) воплощение безгранично. Это может быть как один и тот же исполнитель, так и два (а может и более), в зависимости от количества предыдущих исполнений, а также выбранной «опции» используемой видеопроекции. В таком случае каждое последующее исполнение может стать очередной премьерой.
Несколько слов о проецируемом видео. Исполнитель(-ница) имеет право выбрать один из следующих сценариев использования видео:
a) опция “Ready to go”: исполнитель(-ница) может использовать уже готовое видео для проекции (из предыдущего исполнения);
б) «персонализированная» опция: исполнитель(-ница) может записать видео с собой, используя любое устройство, опираясь на уже предоставленное видео (нет необходимости полностью «копировать» содержимое, можно придумать свой сценарий) и прислать его мне. Из этого я сгенерирую новое видео;
В случае выбора «персонализированного» видео композитор также предоставит обновлённый файл видео партитуры.
На концерте 3 июля Юлия Мигунова представит видео, которое было сделано специально для неё.
Записали Маргарита Попова, Мария Невидимова, Надежда Травина, Евгений Авдеев.