«Мы даём право голоса малоизвестным артистам»
«Мы даём право голоса малоизвестным артистам»
Композитор, художественный руководитель ансамбля Lemniscate Андреас Эдуардо Франк ответил на вопросы корреспондента журнала reMusik.org Елизаветы Стариченковой.
– Является ли ваша деятельность в ансамбле основной в вашей карьере музыканта?
– Каким образом вы составляете программу?
– Исполняете ли вы сочинения молодых композиторов отдельной программой или только в сопоставлении с произведениями их старших коллег?
– При составлении программы концерта, вы отдаете приоритет больше «хитам» современной музыки или малоизвестным, малоисполняемым пьесам?
– Создаёте ли вы совместные коллаборации с другими ансамблями?
– Что представляет собой современная академическая музыка в России сегодня?
– Назовите произведение ХХ-ХХI века, которое, на ваш взгляд, должно быть в репертуаре каждого ансамбля современной музыки.
– Как проходили репетиции пьес для фестиваля в период самоизоляции?
Я – композитор, но помимо создания музыки для меня важно одновременно курировать проекты, работать со звуком и выступать на сцене. На мой взгляд, быть композитором и руководить ансамблем – это отличное, плодотворное сочетание, потому что сочинение – дело довольно одинокое, а активное участие в жизни ансамбля приводит к постоянному контакту с творческими людьми. Я думаю, что стремление сочетать эти два вида деятельности вытекает из моего желания интерпретировать музыку, писать её для исполнения другими музыкантами. Во время учёбы я также играл на гитаре. Но после получения степени бакалавра решил сосредоточиться на одном деле и стал исключительно композитором. Работа над другой стороной создания произведения – интерпретацией – возвращает меня к тому, чего мне не хватало, когда я перестал быть активным исполнителем.
За свою недолгую карьеру куратора я понял, что составление программ – это не просто то, что нам нравится или не нравится, это намного сложнее. Многое зависит от социальной среды, в которой существует тот или иной ансамбль. Искусство в целом, на мой взгляд, всегда связано с определённым кругом людей в конкретном месте и времени. Lemniscate – довольно молодой ансамбль. Мы стараемся сосредоточиться на музыке молодых композиторов, не забывая при этом, разумеется, фундаментальную классику XX века. Однако мы должны отличаться от других ансамблей, и в то же время должны стараться заказывать пьесы, которые бы устраивали наших музыкантов, нравились бы им (нужно сохранять внутри коллектива положительный настрой). Важно не терять страсть к музыке и современному искусству. Поэтому планирование программы для меня всегда сложный процесс, похожий на головоломку: все перечисленные элементы должны соединиться друг с другом в одну картину, понятную окружающим.
Мы не выбираем композиторов по их возрасту или внешности, это было бы полностью против нашей стратегии. Хорошая музыка всегда будет говорить сама за себя, независимо от того, когда она появилась и кто её написал. Я бы сказал, мы пытаемся раскрыть неизведанные богатства – даём право голоса малоизвестным артистам, восходящим звёздам новой музыкальной сцены.
У Lemniscate есть серия концертов – «Клуб свингеров» (Swingers club), в которых мы проводим встречи с другими ансамблями. В таком формате прошли концерты с фортепианным трио Tristero из Хельсинки и ансамблем Zafraan из Берлина. В данный момент мы работаем над выступлением с коллективом Lovemusic из Страсбурга, которое запланировано на 2022 год.
Я думаю, новая российская музыкальная сцена воспитала блестящее на международном уровне молодое поколение композиторов. Конечно, все они очень разные, их стили уникальны, но я заметил одну интересную вещь: все они стремятся выразить радикальное чувство свободы в своей музыке. Наш ансамбль взаимодействовал с такими композиторами как Дмитрий Курляндский, Александр Хубеев, Владимир Горлинский, Александр Чернышков, Марина Полеухина и многими другими.
Назовите произведение ХХ-ХХI века, которое, на ваш взгляд, должно быть в репертуаре каждого ансамбля современной музыки. Думаю, что такого произведения не существует. Каждый ансамбль индивидуален, и у всех музыкантов разные возможности. На мой взгляд, главное – не тратить энергию на пьесы, которые не подходят для ансамбля.
Когда мы начали репетировать для reMusik.org, в Швейцарии уже начали ослаблять карантинные меры. Мы встречались на репетициях, сохраняя необходимую дистанцию друг от друга. Самое лучшее, что мне удалось во время карантина – это провести несколько недель дома в Нюрнберге со своей семьёй, сделать небольшой перерыв в творчестве. В то же время, я был занят реорганизацией расписания и новым планированием концертов.
Записала Елизавета Стариченкова.