Приёмы исполнения новой музыки: фортепиано

© Фото: Олимпия Орлова

текст:
Мона Хаба
Журнал reMusik.org

Приёмы исполнения новой музыки: фортепиано

© Фото: Олимпия Орлова

текст:
Мона Хаба
Журнал reMusik.org

Пианистка, солистка ансамбля «Студия новой музыки» Мона Хаба по просьбе журнала reMusik.org составила основные приёмы фортепианной игры в музыке XX-XXI веков.

© Фото: Олимпия Орлова

Флажолеты
Приём звукоизвлечения, заимствованный из практики струнных инструментов. Заключается в касании пальцем определённого места на струне во время взятия звука. При этом звучит тот или иной обертон: октава, квинта через октаву, две октавы, терция через две октавы и так далее по обертоновому ряду вплоть до самых далёких обертонов, которые дают уже звучание не чистое, а комплексное, как мультифоники (подробно исследовал эти возможности Николай Хруст). Возможно извлечь разные флажолеты на струнах одного хора (одной высоты). Такие примеры встречаются у Микаэля Жарреля. Лучше всего флажолеты звучат на струнах низкого и среднего регистров.

Pizzicato
Также приём, пришедший от струнных инструментов. Допускает значительное тембровое разнообразие в зависимости от места на струне, а также способа щипка – подушечкой пальца, ногтём или плектром. В центре струны звук pizzicato более яркий, его высота выражена более отчетливо. У края струны pizzicato даёт своеобразную окраску звука.

Демпфирование (заглушение)
Прижатие струны в момент звукоизвлечения. Этот приём даёт множество эффектов: от стука до обертона, в зависимости от силы прижатия, а также места на струне.

Glissando по струнам 
Встречается в разных видах: поперёк струн с изменением высоты и вдоль одной струны (это лучше звучит на басовых струнах). Возможно исполнение (как и pizzicato) подушечкой пальцев, ногтем, плектром, а также другими предметами, например, мягкими палочками для ударных инструментов. Встречаются такие специфические приёмы, как игра смычком по крайней басовой струне. Один из примеров использования glissando для получения специфической звуковой окраски встречаем в одной из частей «Русских сказок» Н. Сидельникова – «Топи, да туманы…». Glissando возможно также в сочетании с беззвучно взятым аккордом на клавиатуре, при снятии педали созвучие как бы выплывает из glissando (Г. Кауэлл, «Эолова арфа»; Дж. Крам, «Маленькая сюита на рождество»).

Glissando по клавишам (а также другим элементам фортепианной конструкции)
Glissando без нажатия клавиш так, что слышен только треск. Можно играть ногтём или подушечкой пальца, по белым и чёрным клавишам, а также по торцам клавиш. На этом приёме строится пьеса Хельмута Лахенмана Guero. Другой яркий пример – трио «Отзвуки ушедшего дня» Владимира Тарнопольского. Иногда для усиления звука ставятся микрофоны, крепящиеся внутри инструмента или к крышке клавиатуры.

Ударные эффекты
Приёмы из арсенала ударных инструментов. Удары по струнам – ладонью, палочками ударных инструментов и другими предметами (булыжники, гантели и так далее). Удары по корпусу, раме и деке рояля. Яркий пример – Казимеж Сероцки Swinging music. У Жерара Цинстага встречаются примеры использования резинового молотка киянки. К этому типу относится игра педалями фортепиано. Например, у Ольги Раевой некоторые пьесы построены исключительно на ударном эффекте игры педалями без клавиш (The landscape installation, Jahreszeiten и другие).

Кластер
Сочетание звуков, тесно расположенных по малым и/или большим секундам, иногда по микроинтервалам. Этот приём допускает исполнение ладонью, кулаком, локтями, а также специальными приспособлениями (доски у Чарлза Айвза во Второй сонате Concord). Примеры кластеров: Бела Барток – сюита «На вольном воздухе», Дьёрдь Куртаг – Восьмой клавирштюк.

Подготовленное фортепиано
Специальная подготовка фортепиано достигается путём помещения некоторых предметов (шурупы, резиновые клинья, кусочки фетра, металлические цепочки, скрепки) между струн или на струны инструмента. Таким образом создаётся подобие целого ансамбля необычных ударных инструментов. Введено в практику Джоном Кейджем («Вакханалия», «Опасная ночь» и другие сочинения), посвятившим этому направлению значительную часть своего творчества, но встречалось и ранее (на премьере «Ловушки Медузы» Эрика Сати положил на струны фортепиано бумагу для достижения особого тембра). Эта идея предполагает некоторую степень импровизации, так как каждый раз получается разное звучание.

При обращении к новым игровым техникам на фортепиано следует учитывать, что внутренняя конструкция фортепиано различается даже у разных моделей одной марки. Например, некоторые струны скрыты под рамой или струнами другого регистра. В таких случаях композиторы могут предусмотреть несколько вариантов исполнения. Это относится к любому приему из арсенала расширенных техник.

Иногда композиторы ориентируются на доступные им инструменты. Например, в Камерном зале Московской филармонии стоит не концертный, а кабинетный Steinway. Его басовые струны заходят на струны среднего регистра, к которым трудно добраться. Во время карантина солисты «Студии новой музыки» записывали небольшие домашние мастер-классы, в рамках которого я показывала Четвертый этюд Жерома Комбье; у меня дома кабинетный Bechstein. Для исполнения этого этюда надо было приготовить несколько струн патафиксом, и для этого пришлось использовать вспомогательные инструменты.

Также, например, на кабинетном рояле можно легче использовать мануальные техники на струнах инструмента: как правило, эти рояли ниже. При игре на большом концертном инструменте пианист, как правило, исполняет подобные приёмы стоя. Возникает и необходимость отодвинуть пюпитр, либо снять его и использовать для нот специальную подставку. У меня есть специальный пульт, приспособленный для этого.

Для игры на струнах исполнителю бывает необходимо помечать струны, демпфера и точки извлечения флажолетов на струнах. Это следует делать специальными наклейками или маркерами, не оставляющими следов. Любые вмешательства в конструкцию рояля следует согласовывать с мастерами, отвечающими за инструмент.

Четвертитоновое фортепиано
Композиторы двадцатого века выходят за рамки двенадцатиполутонового ряда и исследуют возможности микрохроматики. В этой области возможны разные подходы: ансамбль двух (или более) фортепиано, настроенных с разницей в четверть тона (или другим микроинтервалом), как у Чарлза Айвза и Ивана Вышнеградского; конструктивные новшества, подобные тем, что изобретались И. Вышнеградским и Алоисом Хабой в начале двадцатого века (что имеет истоки в исторических инструментах, использовавшихся для неравномерных темпераций старинной музыки).

Если вы желаете получать информацию о концертах, образовательных программах, новых публикациях издательства и других событиях reMusik.org, подписывайтесь на нашу рассылку!