Кларнетист, солист ансамбля «Студия новой музыки» Никита Агафонов – об основных приёмах игры на кларнете в музыке XX-XXI веков.
Воздух (air)
Подача воздуха «из себя», в инструмент, и «в себя», тоже с инструментом. Игра «в себя» –это вздох, как взятие дыхания. Трость не вибрирует, у неё нет никакого колебания, возникает только шум. Единственная сложность состоит в том, чтобы не допустить возникновения самого звука: нужно дуть потоком с не слишком сильной концентрацией воздуха. Этот приём встречается у Тристана Мюрая. Из российских композиторов можно вспомнить Алину Подзорову. Приём обозначается кружком с крестиком либо ромбом, дыхание в себя и из себя – стрелочками вверх или вниз.
Звук с воздухом (sound with air)
Извлечение звука, на 50% состоящего из воздуха. Получается звук, обрамлённый воздушным потоком. Это несложный приём: нужно просто расслабить амбушюр и дать больше воздуха. В традиционной игре такой звук считался бы неправильным: в нём слишком много шипа, грязи. При обучении кларнетисты стараются добиться ясного звучания: clarus – «ясный» по-латыни. Этот приём – уход от привычного звучания кларнета.
Звук с воздухом настолько часто встречается в музыке, что его можно назвать классическим приёмом современной игры. У Моцарта и Бетховена его, конечно, нет, но в музыке XX-XXI веков он повсюду. Его используют Юрий Каспаров, Владимир Горлинский, Алексей Сысоев, Владимир Тарнопольский, а также зарубежные композиторы, например, Франсуа Парис. Каждый композитор обозначает этот приём по-разному: либо просто крестиком, либо крестиком внутри круга. Иногда пишут: «50% звука, 50% воздуха», а иногда и 30%.
Звук с голосом
Это пение в кларнет. Начинаешь играть звук, добавляешь голос, и получается резкое звучание. Иногда можно таким образом взять какой-нибудь интервал. Звук с голосом напоминает гроулинг. Он часто используется в джазе, его можно исполнять и на саксофоне. Николай Попов любит использовать этот приём, он есть и у Дмитрия Мазурова.
Мультифоник
Это многозвучие: можно брать аккорды или интервалы. С каждым годом исполнители находят всё больше и больше интервалов и аккордов на кларнете. Работа здесь идёт не с пальцами, а с амбушюром, с губами, с полостью рта. На любой аппликатуре можно взять классический звук или обертон, призвук. Это зависит от того, как настроено положение губ, как ведут себя нёбо и гортань. Бывают резкие мультифоники, которые хорошо берутся на forte, а бывают те, которые хорошо звучат и на forte, и на piano.
Некоторые мультифоники сложно исполнять: нужно долго работать с амбушюром, подбирать трость, чтобы она была тяжелее или легче. Когда кларнетист учится исполнять классическую музыку, он думает о том, чтобы красиво звучало piano и forte, он добивается определённого звука на определённой постановке. При исполнении мультифоников постановка меняется, и губы должны быть натренированы. Нужно, чтобы губы физически запомнили определённое положение, в котором берётся то или иное созвучие.
Мультифоники – один из самых распространённых и любимых композиторами приёмов. Мультифоники встречаются у Тарнопольского: ему нужен громкий колористичный звук. Этот приём можно найти и у Каспарова. Записываются мультифоники по-разному. Иногда композитор пишет кластер, а над ним пометку: «любой мультифоник» (any multiphonic). Иногда пишется конкретная звуковысотность (нота до, нота соль, нота си) и выписывается аппликатура, какие клапаны нужно нажать, чтобы зазвучал этот аккорд.
Стук клапанов
Просто звук стука клапанов кларнета, больше ничего делать не надо. Мы не любим этот приём, потому что надо стучать, но он часто встречается. Это очень тихий приём, но если его подзвучить микрофоном, то будет круто. Получается железный звук: чик-чик. Обозначается крестиками.
Четвертитоны
Один из самых распространённых приёмов на кларнете. Можно исполнять любые четвертитоны. Их используют для новой интонации, более тонкой, это есть у Жерара Гризе, Тристана Мюрая, Франсуа Париса, Эдисона Денисова. Но мне кажется, что сегодня эта тема мало раскрыта в музыке. Мы ещё не настолько далеко углубились в четвертитоны, чтобы открыть новые тональности и мыслить не полутоном, хотя ухом четвертитоны улавливаются хорошо.
Bisbigliando
Исполнение одной и той же ноты разной аппликатурой. Получается мерцающее звучание на одном звуке. Это как трель, но на одном быстро меняющемся звуке. Иногда композитор пишет определённый ритм, в котором должна меняться аппликатура. Bisbigliando можно исполнять на любой ноте. Бывает, что аппликатуру сложно подобрать, нужно найти клапан. Но когда знаешь, что нажимать, трудностей не возникает.
Glissando
Скольжение от одного звука к другому. Glissando на кларнете происходит из джаза, оно встречается у Гершвина. На кларнете ярко звучит glissando от ля первой октавы до соль третьей октавы (строй in C).Оно делается за счёт аппликатуры и губного аппарата. Это не как на струне: пальцем провёл – пиу! и всё. Кажется, что кларнет – одноголосный инструмент, а приходится работать всеми частями тела. Возможно также исполнение микроглиссандо между звуками.
Slap
Удар трости об мундштук; язык участвует как присоска. Получается щелчок, который можно сравнить с pizzicato Бартока на струнных инструментах. Бывает просто щелчок и щелчок со звуковысотностью. Я долго не мог понять, как исполняется slap. Мне объясняли, но я должен был сам физически дойти до этого. Мне показывали кларнетисты Олег Танцов и Алексей Михайленко. Я смотрел видео на YouTube, где приём показывается крупным планом, но я не понял. Однажды я даже поранил себе язык до крови (видимо, я делал это неправильно). Как-то я ходил с мундштуком по кухне и всё пытался это сделать… И в какой-то момент я поймал это ощущение, это цоканье, когда мы щёлкаем языком о нёбо, и у меня всё получилось. Я понял, что язык работает как присоска, присасывает трость, а потом резко отпускает. Это происходит моментально, за долю секунды, и трость бьётся об мундштук. Но так трость убивается быстрее, поэтому этот приём нужно выполнять с осторожностью. Потом я начал совершенствовать slap на бас-кларнете и саксофоне. На бас-кларнете slap очень ярко звучит, потому что там большая трость и мундштук.
Son fondu (сан фондю)
Приём из семейства мультифоников. Переводится с французского как «расплавленный звук», но мне кажется, что он скорее расщеплённый. Знаете, есть такое блюдо с плавленым сыром – фондю. На кларнете фондю исполняется на самых низких звуках – на ми, фа, фа-диезе или соль. Этот приём делается за счёт губ: низкий базовый звук начинает искажаться, и возникают высокие обертоны в третьей октаве, звучащие вместе с базовым низком звуком.
Teeth on the reed
Это зубы на трости. При исполнении этого приёма трость находится не на нижней губе, а на зубах. Трость начинает по-другому вибрировать, и получаются супервысокие звуки, выше кларнетового диапазона, такое пищание наверху. Каждая трость даёт свой обертон, поэтому сложно попасть на какую-то определённую высоту. Этот приём встречается, например, у Владимира Горлинского, Алексея Сысоева.
Записала Алиса Насибулина