Пермский Дармштадт
ТЕКСТ: ВЛАДИМИР ЖАЛНИН
В городе Чайковский в девятый раз проходит Международная академия молодых композиторов и исполнителей. Лекции профессоров из мира contemporary music, воркшопы, образовательная программа, концерты от классики XX века до современного электронного андеграунда, мероприятия для детей – еще несколько лет назад такое здесь казалось невозможным. А сегодня лабораторию в Пермском крае уже сравнивают с легендарными летними курсами в Дармштадте. Специально для журнала reMusik.org cтуденты, стипендиаты и профессора Академии говорят о том, как это необходимо – создавать новую музыку вместе.
Виктория Коршунова
музыковед, директор Московского ансамбля современной музыки (МАСМ) директор Академии
Первая Академия насчитывала 15 студентов и всего лишь 2 педагога. Это были Франк Бедроссян и Пьерлуиджи Биллоне. Академия сегодня – это студенты, стажеры и стипендиаты, профессора и приглашенные гости. Все вместе – более 60 человек. В рамках Девятой международной академии состоится несколько концертов для жителей города Чайковский. МАСМ исполнит сочинения профессоров Академии, известная виолончелистка из Германии Ульрике Брандт выступит с лекцией-концертом. А также будет концерт московского ансамбля Reheard и наши совместные концерты с учащимися музыкальной школы и музыкального колледжа.
Николай Хруст
композитор, куратор электроакустического направления Академии
Академия – важное событие для местных жителей. Весь город о ней знает, принимает в ней участие, с большим энтузиазмом относится к тому, чтобы это событие состоялось. Казалось бы, новую музыку нужно объяснять – зачем она нужна, почему она такая необычная. Здесь же современная музыка – гордость города. Это поразительно и очень приятно.
Дэцин Вэнь
профессор композиции Шанхайской консерватории музыки
профессор Академии
Город Чайковский – удивительное место. Это тихий и маленький город с пленяющим пейзажем, рекой Камой и великолепными концертными залами, которые расположены близко друг к другу. Достаточно часто мне приходится принимать участие в различных конкурсах, мастер-классах, резиденциях, воркшопах в качестве приглашенного профессора. И я могу с уверенностью сказать, что Академия в Чайковском – одна из самых замечательных инициатив для молодых композиторов, которая стоит на одном уровне с такими «столпами» как австрийский Impulse или Дармштадтские летние курсы новой музыки.
Меня удивил высокий уровень подготовки студентов – таких разных по стилистике и музыкальным вкусам, но одинаково талантливых молодых людей. Немаловажно и то, как подобраны профессора Академии. Мне удалось побывать на лекциях коллег: Мартин Шюттлер из Германии, Бернар Каванна из Франции, Брин Харрисон из Великобритании – прекрасные композиторы, с собственными педагогическими методами и видением композиторского дела.
Дмитрий Мазуров
студент Академии (Москва)
У каждого из профессоров – свой метод преподавания. К примеру, сегодня я успел позаниматься с Бернаром Каванна – композитором из Франции и педагогом из Национальной музыкальной школы Женвилье. Несмотря на то, что по сравнению с другими профессорами его стиль достаточно академичен (в партитурах нет приемов из арсенала extended techniques или электроники), Бернар старается найти ключ даже к тем направлениям и техникам, которые ему абсолютно не близки. Эта открытость и доброжелательность очень импонирует.
Джемма Минасян
стипендиат Академии (Ереван, Армения)
Для меня были крайне полезными занятия с профессорами Академии. В особенности, классы Мартина Шюттлера. Его подход к композиции необычен, советы оказались наиболее продуктивными. Сейчас я работаю над произведением для альтовой флейты, скрипки, альта, контрабаса и большой группы ударных инструментов. Слова Мартина и других профессоров помогут мне его завершить.
Лилия Исхакова
стипендиат Академии (Казань)
Во время Академии есть возможность пообщаться с иностранными студентами-композиторами, узнать, как построено композиторское обучение, в чем плюсы или минусы. Еще здорово, что в Чайковском прозвучат сочинения не только студентов, но и стипендиатов и стажеров. Мне кажется, что для молодого композитора важно услышать свое творение. И важно, как слушатели воспримут его. На проекте «Композиторские читки», который проходил в Москве, я написала произведение для кларнета и электроники. Здесь [в Чайковском] его исполнит московский ансамбль Reheard, который вместе с МАСМ подобрали редкую и оригинальную концертную программу.
Владимир Ладомиров
стипендиат Академии (Санкт-Петербург)
За эти дни наибольшее впечатление на меня произвел концерт ансамбля Reheard. Ребята сыграли сочинения Мюрая, Шаррино и Штокхаузена. Удивила публика, которая внимательно слушала и тепло принимала все пьесы. На Академии музыканты Reheard исполнят мое произведение «Белый шум». Как мне кажется, чрезвычайно важно работать с молодыми коллегами и видеть огонь в их глазах, желание создавать музыку. Меня самого это очень вдохновляет. Иногда оказываешься в настоящей изоляции среди музыкантов-профессионалов, которые по-настоящему не всегда понимают, как исполнять такую необычную музыку. Но когда знаешь, что ты не один – сломить стену непонимания гораздо проще.