Юлия Мигунова:
«Слушаю современную музыку в метро»
Юлия Мигунова: «Слушаю современную музыку в метро»
Виолончелистка, солистка МАСМ, ГАМ-ансамбля и A&C квартета Юлия Мигунова – о способах познания новой музыки, интеллектуальных встречах с композиторами и о любви к партитурам Хааса.
О том, как научиться исполнять новую музыку
Многие люди пользуются новейшими технологиями и гаджетами, но отвергают современную музыку. В связи с этим я всегда вспоминаю мою бабушку, которая не пользовалась сотовым телефоном, потому что ей не хотелось разбираться в том, как он работает. Думаю, в современном искусстве есть похожая проблема: люди не желают погружаться в его изучение. Другая проблема – отсутствие образования, направленного на изучение музыкального материала второй половины XX века. Когда я училась, никто не рассказывал нам о существовании Булеза или Кейджа. В этой ситуации, когда исполнители – люди, в жизни которых музыка присутствует ежедневно – не понимают, как и зачем исполнять XX век, сложно обвинять в непонимании публику. Сейчас, конечно, стало намного проще, так как есть интернет и ты самостоятельно можешь узнать всё, что тебе интересно. Можно зайти на сайт любого оркестра или театра и посмотреть их репертуар. В Европе нередко концертные программы составляются 50 на 50: приходишь на концерт, слушаешь симфонию Шуберта, а потом звучит Лахенман. Такой способ наработки слухового опыта просто необходим.
Я училась в Нижнем Новгороде, играла в струнном квартете Cantando. Мы исполняли квартеты Гайдна, Брамса, Чайковского, и самым современным автором в нашем репертуаре был Шостакович. В 2012 году по инициативе молодого нижегородского композитора Сергея Попова прошёл фестиваль молодой музыки «Экспозиция XXI». Нам предложили принять участие в этом фестивале и дали ноты квартетов Николая Попова и Александра Хубеева. Прежде всего, мы столкнулись с проблемой непонимания нотации: оказалось, что нотопись тоже бывает очень разнообразной, и мы, как говорится, были «не в теме». Это был мой первый опыт исполнения музыки молодых авторов. Потом приехали сами композиторы и досконально разобрали с нами свои сочинения. Мне стало интересно, и я стала смотреть слушать, играть. Из-за отсутствия финансирования «Экспозиции» сейчас нет, но я надеюсь, что ситуация изменится, и у студентов появится возможность приобрести бесценной опыт взаимодействия автора и исполнителя в контексте нашего времени.
Если ты хочешь научиться исполнять современную музыку, самый простой вариант – набрать в поисковике: «ансамбль современной музыки». В Москве, как минимум, 3 коллектива с уже сложившейся историей: «Студия новой музыки», «Московский ансамбль современной музыки» (МАСМ) и «Галерея актуальной музыки» (ГАМ-ансамбль). У каждого указан e-mail, можно написать любому из них. Я пришла на концерт МАСМ, подошла к Илье Рубинштейну и сказала: «Илья, можно я позанимаюсь с вами?» – и он мне не отказал. Также по инициативе МАСМ в городе Чайковский ежегодно проходит Международная академия молодых композиторов. Это двухнедельный интенсив, где можно не только послушать интересные лекции, познакомиться с молодыми авторами разных стран, но и договориться с исполнителями об уроке. Кстати, с прошлого года фестиваль reMusik.org в Санкт-Петербурге тоже организует курсы для композиторов, на которых есть открытые репетиции, где авторы проходят свои сочинения с ансамблями, играющими современную музыку. Туда также можно прийти и задать вопросы исполнителям.
К сожалению, интерес исполнителей к новой музыке не очень велик, хотя сейчас не всё так безнадёжно. Например, в Академии имени Гнесиных появился молодой ансамбль Reheard – это прекрасные ребята. Я занималась с виолончелисткой Машей [Марией Любимовой], и мне показалось, что мы остались довольны друг другом. К слову, в этом году она участвовала в проекте театра Станиславского и Немировича-Данченко и ГАМ-ансамбля «КоOPERAция». Я всегда готова помогать исполнителям, если у них есть интерес. Мотивация должна быть очень сильной, потому что порой музыка оказывается весьма сложной: нотация совсем иная, фактура не всегда ясная. Нужно много времени и терпения, чтобы разобраться и понять.
© reMusik.org
Об исполнении классической и современной музыки
Я живу той же жизнью, что и музыканты, которые современной музыкой не занимаются, работаю в оркестре и играю в квартете. Исполнять современную музыку и классику – это как говорить на двух языках. Русский язык очень сложный, но мы общаемся на нём с детства, и нам он трудным не кажется. Зато, может быть, непросто выучить какой-то другой язык, хотя он окажется намного проще русского. То же самое с современной музыкой: разные эпохи – разные языки. При исполнении современной музыки перед исполнителем встает много задач, поскольку авторы кропотливо выписывают все нюансы – вплоть до степени нажима смычка и скорости его движения. Мне кажется, что это очень развивает музыканта, к тому же исполнитель раскрывает для себя новые возможности своего инструмента. Когда я возвращаюсь к классике, то и там начинаю обращать внимание на детали, которых раньше не замечала.
О самой необычной и самой веселой музыке для виолончели
Самое необычное сочинение в моей исполнительской практике? Пожалуй, «Стон земли» Александра Хубеева. Эту пьесу он написал для меня. В ней четыре длинные струны привязываются с одного конца к исполнителю, а с другого – к пятилитровым пластиковым бутылкам. Четыре ремня крепятся на левой руке: к ним прикрепляются струны, на которых играют смычком. Струны также можно натягивать рукой или приспускать (для изменения высоты звука). Бутылки используются как резонаторы: струны привязываются ко дну бутылки, а звук выходит через открытое горлышко. Поначалу я скептически отнеслась к этой идее, но звучание в итоге получилось объёмное и очень красивое. Я много раз исполняла эту пьесу в Москве, а написана она была для фестиваля в Дании: самым неприятным оказалось всё это туда привезти – целый чемодан бутылок!
Самое весёлое сочинение – могу вспомнить Симона Стина-Андерсена, очень люблю пьесы этого композитора. Это не тот случай, когда исполнитель поёт или надевает колпак: вообще, у этого произведения нет задачи насмешить или развеселить, но слушатели всегда улыбаются. Идея в следующем: виолончелист предварительно записывает видео на сцене. Во время концерта это видео проецируется на экран, а виолончелист сидит на месте перед экраном, совпадая с фигурой в записи. Все движения виолончелиста в записи и виолончелиста на концерте совпадают, но в какой-то момент видео и живое исполнение перестают быть синхронными: виолончелист превращается в «многоножку». У него появляются четыре руки, которые двигаются в разные стороны. Потом он начинает вращать инструмент: в записи он поворачивается направо, а в реальном времени исполнитель поворачивает его налево. Это очень забавно выглядит.
О современной музыке для ума и для метро
Для меня существует несколько вариантов времяпрепровождения с современной музыкой. Первый – своеобразная интеллектуальная встреча с сочинением: это композиторы, которые поражают тебя не только звучанием, но и самой идеей (тем, как это вообще можно было придумать, да ещё и записать), которые заставляют твой мозг работать с двойной силой –например, Янис Ксенакис, Брайан Фернихоу, Хельмут Лахенман, Арнольд Шёнберг. Есть авторы, которых могу слушать бесконечно: Горацио Радулеску, Тристан Мюрай, Дьёрдь Лигети, Франк Бедросян, Джон Адамс, Георг Фридрих Хаас.
Хаас, кстати, сыграл немалую роль в моей жизни. В Нижнем Новгороде есть фестиваль Opus 52, который проходит раз в два года – это open-air. На первый фестиваль пригласили Kairos Quartet. Это было феноменально: Kairos Quartet! Тогда, конечно, для меня ничего феноменального в этом не было: я была не совсем далека от современной музыки, но абсолютно далека от людей, которые её исполняют. Наш оркестр должен был играть после них. Я стояла за сценой и слушала, как они исполняли Второй квартет Хааса. Это было волшебно, я не могла пропустить ни единого звука. Спасибо им!
Любую музыку можно слушать по дороге домой или за обедом. Я часто и с большим удовольствием слушаю современную музыку в метро. Такая музыка – это особый мир, мир с погружением. Главное – найти своё: что-то такое, что движет тобою и тебя вдохновляет.