Арина Зверева: «Любая современная музыка должна исполняться»
Арина Зверева: «Любая современная музыка должна исполняться»
20-22 февраля 2020 года в Электротеатре Станиславский будет представлена опера Александра Белоусова «Книга Серафима». Музыкальным руководителем постановки стала Арина Зверева – певица, основатель и руководитель вокального ансамбля N`Caged, лауреат российской оперной премии Casta Diva. Незадолго до премьеры Арина поделилась мыслями о работе над современными вокальными произведениями и о том, почему эту музыку у нас так мало исполняют.
О современных операх и о своей любви к старинной музыке
Скоро в Электротеатре будет премьера оперы Александра Белоусова «Книга Серафима». Как музыкальный руководитель я принимала участие в его двух предыдущих операх – «Маниозис» и «Маниозис-2», поэтому с композиторским языком знакома хорошо. «Книга Серафима» довольно сильно отличается от «Маниозиса», но в целом для меня всё привычно. Мне в принципе комфортно работать с Сашей. Мы всегда с ним обсуждаем те или иные моменты в партитуре: например, есть какие-то эпизоды, которые технически мне понятно, как осуществить, но я предпочитаю спрашивать, что на самом деле он имеет ввиду. Я никогда не сталкивалась с директивным подходом композитора. В каком-то смысле такая форма является утопией: то, что слышит внутри себя автор и то, что звучит на премьере – это слишком большая разница. Конечно, у нас, исполнителей, уже есть опыт некого предугадывания, но мы максимально идем навстречу композитору, ищем наиболее удобные для всех варианты исполнения.
Разучивать современную оперу непросто. Допустим, над «Прозой» Володи Раннева мы с хором Электротеатра работали несколько месяцев, было огромное количество репетиций. За это время я убедилась в том, что непрофессиональные исполнители могут неожиданно, неосознанно показать самые невероятные вещи – как они это делают, они не понимают, я – тоже. С профессионалами такое редко случается, потому что им мешает школа. Мне кажется, петь современную музыку можно всем – вопрос, качественно ли это будет. Я за любой «кипиш», если в этом есть какая-то жизнь.
На самом деле, я вообще не думала, что буду исполнять современную и, особенно, старинную музыку. Невозможно было представить, что по окончании консерваторского курса полифонии строгого стиля я полюблю её. Мне казалось, что всё это дико сложно и неинтересно. Конечно, «перестроиться» мне помогли определённые люди. Слава Богу, что в моей жизни появился Теодор Курентзис. За годы творческого общения с ним я приобрела столько, сколько не приобрела в консерватории. Учиться у таких больших музыкантов – огромное счастье.
Об N`Caged и молодых вокальных коллективах
Я уже шесть лет руковожу ансамблем N`Caged. В его названии обыгрывается два значения: in caged означает «заключённый в клетку», Cage, соответственно, – Джон Кейдж. Почему Кейдж? Всё просто: в моём личном знакомстве с современной музыкой этот композитор сыграл очень большую роль. У нашего ансамбля существует глубокое убеждение: чтобы найти что-то интересное, стоящее и талантливое в музыке, нужно пытаться понять, что хорошо звучит, а что не очень. Я считаю, что любая современная музыка должна исполняться. Удачная она или неудачная – посмотрим потом, и люди рассудят. Невозможно избирательно относиться к выбору репертуара. Мы не строим никаких концепций при составлении программы концерта. Возможно, это плохо. Но с другой стороны я понимаю, что такой способ дает возможность публике услышать самые разные сочинения. Я просто вижу, в каком чудовищном положении находятся композиторы, насколько им трудно пробить исполнение своих новых пьес хотя бы перед 20 людьми.
Современную вокальную музыку по-прежнему мало поют. Я считаю, что главная причина в недостатке образования. В Московской консерватории сейчас преподают педагоги, которые учили меня 20 лет назад, и у них до сих пор Щедрин – современный композитор. Я захожу туда и вижу, что ничего не изменилось: по-прежнему есть композиторы, которые табуированы в тех стенах, хотя они звучат по всему миру. И это реально проблема. Как у вокалиста может появиться интерес к современной музыке, когда преподаватели о ней мало что знают? Когда я заканчивала консерваторию, ещё не было YouTube – мы переписывали кассеты с редкими записями концертов. Сейчас есть всё, но почему-то это нужно лишь единицам.
Пусть это звучит пафосно, но мы, музыканты, должны быть миссионерами. Я убеждена, что все молодые исполнители должны заниматься современной музыкой – хотя бы в качестве благотворительности. Нужно создавать новые вокальные коллективы. Если ты это любишь, если честно смотришь на свою деятельность – это не проблема даже в консерватории. Мне кажется, можно собраться небольшой группой и начать петь сочинения молодых композиторов. А что потом из этого получится – не знает никто.