Катарина Розенбергер:
«Мне нравится выстраивать мосты с прошлым»
Катарина Розенбергер:
«Мне нравится выстраивать мосты с прошлым»
Участник фестиваля, композитор Катарина Розенбергер рассказала о своём отношении к старинной музыке, любви к природе и естeственным формам, а также о пьесе approximations, написанной специально для фестиваля reMusik.org.
— Катарина, прежде всего хочу спросить о вашем обучении у Тристана Мюрая. Вы, как и он, работаете с самой природой звука, но интересуетесь немного другой стороной вопроса, например: отношение звука и зрителя, различные медиа, при помощи которых он передаётся. Расскажите, как вы придумали свою собственную художественную линию в музыке и как на вас повлиял Мюрай?
В сочинениях Мюрая есть особая концентрация на звуке, мы словно изучаем поведение звука и его развёртывание в пространстве, а также наблюдаем за тем, как его воспринимают слушатели. Все эти аспекты присутствуют и в моих работах. Музыка – это форма искусства, которая оживает только благодаря отношениям, создаваемым между композицией, автором и исполнителем. Меня всегда интересовала их природа. В момент исполнения – это отношения, возникающие у музыки с аудиторией, пространством, акустикой. Если ты работаешь в формате инсталляции, все эти взаимоотношения усиливаются по мере того, как иерархия взаимодействия сдвигается.
— В композиции TEXTUREN вы используете интересные тексты, основанные на ботанических описаниях. Почему вы их выбрали?
Я интересуюсь природой, организмами, природной геометрией. Люди так легко могут разрушить эту естественную нерукотворную красоту – меня это очень беспокоит. У меня есть целый ряд пьес, которые связаны на уровне содержания и формы с природой и природными объектами: это TEXTUREN, torsion для фортепиано соло, REIN для оркестра, glimmer – новая пьеса для аккордеона и ударных; инсталляция и электроакустические работы electric fields, основанные на нейронных системах…также quartet bodies об анатомии исполнителей.
— Я была впечатлена видео документацией quartet bodies. Не думали ли вы сделать перформанс на этом материале?
Да, у меня есть мысли соединить инсталляцию с реальным перформансом или создать освещение (например, как на картинах Караваджо), настроенное так, чтобы исполнители стали почти «живыми», превратить перформанс в анимированные и звучащие сцены. Очень нравится эта идея.
— В TEMPI AGITATI вы явно вдохновлялись ренессансной и барочной музыкой. Почему вы выбрали эту эпоху? Что привлекает вас в старинной музыке?
Мне нравится выстраивать мосты с прошлым. Я думаю, что современная музыка имеет много общего с музыкой эпохи Ренессанса (особенно это касается использования хроматизмов и модальных ладов). В старинной музыке всегда интересно наблюдать за отношением музыки и текста: многие композиторы, например, Чиприано де Роре и Адриан Вилларт, особым образом использовали фонетику слов, драматургически, сознательно выстраивая эту иерархию. В TEMPI AGITATI я попыталась представить нечто похожее.
— Я читала в вашем интервью, что вам очень нравится идея привлечь аудиторию ближе к звуку и дать им возможность самим создавать движение звука. Не потому ли вы так много работаете в музеях и галереях? Что вы думаете о концертных залах и их будущей роли в междисциплинарных музыкальных проектах?
Я считаю, что концертные залы в будущем должны стать моделируемыми, тогда они смогут обслуживать потребности мультимедийных проектов. Кроме того, это позволит экспериментировать с распределением исполнителей и слушателей в пространстве, а также включать проекции в произведение.
— На фестивале reMusik.org мы услышим мировую премьеру вашей пьесы approximations в исполнении ансамбля Lemniscate. Это междисциплинарное сочинение, в котором задействованы ансамбль, видео и электроника. Расскажите немного об этой работе. Как музыка и видео взаимодействуют друг с другом внутри сочинения?
Approximations основана на мультифонике виолончели, разработанной виолончелисткой Эллен Фэллоуфилд из ансамбля Lemniscate (гармония ансамбля строится вокруг чистых интервалов). Однако мы решили не включать видео, так как музыка и само исполнение оказались уже слишком насыщенными – мы хотели сохранить акцент на звуках и гармониях.
— Вы не первый год сотрудничаете с reMusik.org. Каковы ваши впечатления от работы с Центром?
Мне нравится reMusik.org, потому что он умеет объединять. На фестивале встречаются участники, студенты, зрители. Беседы, которые я провела с другими композиторами и студентами, были действительно очень вдохновляющими.