События в Петербурге: встреча с Кнайфелем, перформанс Ретинского
События в Петербурге:
встреча с Кнайфелем, перформанс Ретинского
Несколько дней назад в Санкт-Петербурге прошли два события, объединившие знатоков и ценителей современной музыки. 26 января 2020 года в книжном магазине «Союз Печатников» состоялась творческая встреча с композитором Александром Кнайфелем. Мероприятие было посвящено презентации сборника бесед и лекций митрополита Антония Сурожского «Хаос. Закон. Свобода. Беседы о смыслах». Евгений Авдеев делится впечатлениями от этой встречи.
текст:
Евгений Авдеев
Журнал reMusik.org
Книжный магазин «Союз Печатников» открылся только в декабре 2019 года, но уже успел себя зарекомендовать как «место силы» не только поэзии и прозы, но и музыки. Здесь был организован целый ряд мероприятий с участием петербургских композиторов – например, с Игорем Воробьёвым, специалистом по современной музыке, автором книг по русскому авангарду 1920-х и Георгием Фёдоровым, художественным руководителем Оркестра 1703.
Магазин представляет собой довольно уютное помещение на первом этаже в одном из самых музыкальных районов города – петербургской Коломны. Буквально в двух шагах от него находится Костёл Св. Станислава, Церковь Св. Апостола Ионанна (Яани Кирик), а также Хоровое училище имени М.И. Глинки, где регулярно проходят важные концерты камерной, органной и хоровой музыки.
Презентация книги митрополита Антония Сурожского была назначена в воскресный день. Первое, что следует отметить – это трепетное отношение Александра Кнайфеля к предстоящему событию. Композитор несколько раз повторил, что лучше вначале купить книгу, а потом начать презентацию, потому что он хотел бы предоставить слово Владыке, то есть цитировать его прямую речь – непосредственно читать и комментировать отрывки из сборника. Между тем, даже те, кто не приобрёл книгу, получили некоторые распечатки на руки, бережно предоставленные организаторами встречи – Фондом «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» и книжным магазином «Союз Печатников».
Пару слов о митрополите. Антоний Сурожский, в миру Андрей Борисович Блум, родился в 1914 году в Лозанне (Швейцария), в семье Бориса Эдуардовича Блума, русского дипломатического работника. Его мать, Ксения Николаевна Скрябина, была единокровной сестрой русского композитора и пианиста Александра Николаевича Скрябина. После революций 1917 года в России, семья перебралась в Париж, где будущий митрополит получил образование в Сорбонне, окончив биологический и медицинский факультеты. Во время оккупации Парижа активно помогал Французскому Сопротивлению, а в 1948-м был назначен на духовное служение в Лондон, где активно читал лекции и проповедовал вплоть до своей кончины в 2003 году.
К сожалению, митрополит Антоний не оставил письменных текстов. Все книги, которые выходят под его именем (в том числе и презентуемый сборник) являются расшифровками его церковных проповедей и публичных лекций в общественных библиотеках Лондона и других городах Великобритании. Большинство из них зафиксированы на английском языке. Вторым по значимости языком слова для него был русский – также сохранились записи лекций на французском и немецком языках.
Презентация, о которой идет речь, напоминала форму рондо, где выступление Александра Кнайфеля выполняло роль рефрена, а демонстрация видеолекций Антония Сурожского на проекторе – роль эпизодов. Встреча завершилась кодой в виде «ружья Чехова» (по выражению ведущей встречи – радиожурналистки Людмилы Зотовой): в самом конце вечера Александр Кнайфель исполнил своё фортепианное сочинение «Царю Небесный».
На мой взгляд, подобные мероприятия могут быть полезны не только интересующимся религиозной философией в общем и работами митрополита Антония в частности, но и тем, кто стремится понять композиторское ремесло в его универсальном значении. На таких встречах можно выявить источники вдохновения композиторов, а также узнать об интересах конкретного автора – воспринимать его не только как творца, но и как публичного деятеля. Будем надеяться, что этот вид взаимодействия со слушателем продолжится не только в книжном магазине «Союз Печатников», но и на других концертных площадках Петербурга и страны.
7 февраля 2020 года в Доме Радио состоялся перформанс Алексея Ретинского «Слышать», погрузивший зрителей в размышления о судьбе и творчестве Бетховена.
Действие разворачивалось в одной из студий звукозаписи. За обрамлённым красным светом стеклом – напротив от расположившихся в темноте зрителей – беззвучно, но страстно играл струнный квартет музыкантов musicAeterna. Вместо звуков, очевидно, бетховенской музыки публике удавалось слышать лишь доносившиеся из колонок раскаты шумов и гулов – ловко сконструированную композитором имитацию акустического мира человека, теряющего слух. Аллюзия считывалась почти с первых минут – голос Алексея Ретинского за кадром читал текст Гейлигенштадтского завещания Бетховена, перед смертью посвящённого его братьям.
Мучительный саунд периодически заглушал даже смиренный голос чтеца, намеренно вводя публику в некомфортное состояние обречённости глухоты. Когда же звуки на мгновенье затихали, можно было услышать игру квартета.
Алексей Ретинский стал первым резидентом культурно-образовательного центра Р.А.Д.И.О. К июню ему предстоит написать произведение для оркестра и хора musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса. На первой встрече со зрителями в рамках круглого стола на тему «Музыка – это зеркало или то, что отражается в нём?» композитор объявил, что детали проекта раскрывать не будет, иначе задуманное потеряет обличье таинства. Зато стали известны подробности творческой резиденции, задача которой – курировать музыкальную жизнь Петербурга: проводить лекции, мастер-классы, концерты, встречи с музыкантами, художниками, учёными (в частности, в планах резиденции – пригласить нейрофизиолога для разговора о восприятии музыки).
От поставленного же во главу угла вопроса спикеры быстро отошли, так и не дав конкретного ответа. Размышления Ретинского и Курентзиса о предназначении музыки оживляли краткие ироничные реплики композитора Леонида Десятникова и искусствоведа-фронтмена группы Shortparis Николая Комягина, заверившего слушателей в том, что популярная музыка без свойственного академизму пафоса обладает такой же силой эмоционального воздействия.