«Другое пространство-2020»: краткий обзор фестиваля
«Другое пространство-2020»: краткий обзор фестиваля
текст:
Дина Якушевич
Журнал reMusik.org
В начале февраля стала известна программа VII Международного фестиваля актуальной музыки «Другое пространство», который состоится с 17 по 21 ноября 2020 года в Московской филармонии. Приезд Ensemble intercontemporain, исполнение «Реквиема» Лигети и новых пьес Никодиевича и Ретинского: эти и другие, не побоимся этого слова, исторические события ожидаются на одном из главных российских фестивалей современной музыки. Дина Якушевич рассказывает, чем в этом году удивит «детище» Владимира Юровского и почему нужно готовиться к этому музыкальному марафону уже сейчас.
Крупнейший фестиваль современной музыки «Другое пространство» проходит с неизменным успехом с 2009 года, представляя слушателям как малоисполняемые сочинения XX века, так и музыку дня сегодняшнего, сложение которой происходит здесь и сейчас. Программа фестиваля всегда тонко сбалансирована, стремится удовлетворить притязания филармонической публики и осуществить одновременно с этим некий поиск нового, актуального высказывания: каждый из заявленных концертов представляет собой редкий конгломерат современности и рафинированного эстетства. В 2014 году за руль формирования программы встал интеллектуал Владимир Юровский – музыкант редкой интуиции и широты взгляда: буквально за один год дирижёр вывел его на уровень крупного проекта. Это позволило актуальной музыке полновесно ощутить себя героем знаковой сцены страны. За годы своего непрерывного расширения «Другое пространство» обрело свободу волеизъявления, свободу формирования композиторского лица российской академической музыки. Радостно осознавать, сколь быстро произошла трансформация этой сугубо элитарной лаборатории в явление общекультурное и знаковое.
Программа 2020 года, как и в последние пару лет, следует тенденции предпочтения широкомасштабных симфонических полотен. Их формат избирается современными композиторами далеко не так часто по ряду веских причин (среди которых, скажем, удобство исполнительского маневрирования и довлеющее стремление к интимизации высказывания). В той или иной мере современная музыка звучит в Москве практически постоянно силами таких ансамблей как, в первую очередь, «Студия новой музыки» и МАСМ, однако планомерное включение в программы крупной академической формы по-прежнему является огромной редкостью. В нынешнем «Другом пространстве» будут принимать участие несколько оркестровых коллективов – и только лишь один концерт ГАСО им. Е.Ф. Светланова пройдёт под непосредственным руководством Юровского: по всей видимости, «тело» фестиваля неумолимо разрастается, выходя за собственные пределы, и художественный руководитель следует за этими тенденциями.
«Другое пространство» откроется 17 ноября выступлением Российского национального молодёжного симфонического оркестра под управлением Валентина Урюпина – коллектива, который был создан относительно недавно. Программа концерта сформирована стремлением провести параллели между знаковыми явлениями «столпов» академической музыки второй половины XX века. Прозвучит «Учение о гармонии» Джона Адамса – признанного классика американского минимализма, а также и одного из самых исполняемых композиторов. Название сочинения отсылает слушателя к одноимённому учебнику Шёнберга, написано в репетитивной технике, причём, в классической оркестровке. «Диалоги» Бернда Алоиза Циммермана для двух фортепиано и оркестра – некий оммаж немецкому композитору, ушедшему из жизни ровно 50 лет назад. Произведения Циммермана до сих пор звучат до обидного редко из-за огромных, маломобильных составов исполнителей. Его музыка сохраняет дух высокого аристократизма и парадоксальной философичности: несмотря на авангардный язык, она вся словно бы обращена в прошлое, и потому его часто называют «композитором между эпох». Стиль классика послевоенной эпохи можно обозначить как «стилистический плюрализм», в котором диалектически сталкиваются литургика и кабаре, джазовая импровизация и фольклор: именно «Диалоги» стали одним из самых эффектных проявлений этой истинно постмодернистской тенденции.
21 ноября ГАСО имени Светланова представит целую вереницу мировых и российских премьер. «Redschift» («Красное смещение») Владимира Тарнопольского для оркестра и электроники представляет собой поэтическую и вместе с тем невероятно точную метафору движения звёздных систем и беспрестанного расширения Вселенной, переданного через непосредственное расширение звукового пространства. Продолжит тему выхода в инобытие «Нежный ветер Элизиума» Ольги Раевой, произведения которой интенсивно исполняют по большей части в Европе: новое сочинение для оркестра и солирующей скрипки обещает стать неким сакральным таинством, полным мифологических аллюзий и тонкой поэтизации. Необычайная связь между методами композиторского «делания» – вот одна из неявных, но притягательных тем заявленной программы фестиваля. Пьеса «Да исправится / молитвенное пространство с ночным дозором» Марко Никодиевича, написанная для оркестра с органом, продолжит тему космического предстояния, галактического кружения по вечному кругу жизни.
Ожидаемо главным событием как этой отдельно взятой программы, так и всего фестиваля в целом станет первое исполнение нового сочинения для оркестра и ударных Алексея Ретинского. Примечательно, что оба резидента «Другого пространства» – Никодиевич и Ретинский – были открыты широкой публике Теодором Курентзисом. В своих последних сочинениях Ретинский часто обращается к жанровым архетипам, используя с равным успехом григорианский хорал и языческие песнопения. Его произведение «De profundis» было исполнено на прошлом фестивале в 2018 году (тогда же композитор стал лауреатом конкурса, проводимого в рамках «Другого пространства»). Судя по всему, включение премьеры Ретинского в данную программу завершит круг взаимодействия композиторов с галактической тематикой.
Знаковое событие фестиваля – выступление культового французского ансамбля intercontemporain 19 ноября. Коллектив был основан Пьером Булезом и вот уже около 50 лет представляет эталонные интерпретации актуальной музыки. Техническое совершенство «ансамбля из 31 одного солиста» будет продемонстрировано в сочинениях, ставших мировой классикой авангарда: откроет его одно из наиболее часто исполняемых произведений – Камерный концерт Дьёрдя Лигети для 13 инструментов, образец его так называемого микрополифонического периода, выстроенный на основе мучительного многослойного канона. «Introduzione all’oscuro» Сальваторе Шаррино исследует феномен звуковой пульсации на основе физиологических ритмов сердцебиения; «Послания покойной Р.В. Трусовой» Дьёрдя Куртага для сопрано и камерного ансамбля – шедевр, сотканный на основе поэзии советской поэтессы Риммы Далош, также оперирующий эстетикой трагического, непрекращающегося одиночества и покинутости. Основной темой программы этого концерта станет экзистенция человеческого разума – то самое тотальное одиночество мысли, поиск выхода из которого становится возможен только через изучение телесных человеческих паттернов; или же невозможно вообще.
20 ноября в одном вечере объединятся сразу три концерта. Культовый «Реквием» Лигети в исполнении МГАСО, пятиголосного хора и двух солистов под управлением Филиппа Чижевского – настоящий феномен музыкальной трагедийности высокого толка, «чёрная месса» истерзанного человеческого сознания, символ «дьявольского» XX века. Здесь вокалисты оперируют эффектами крика, воя, бессвязного трагического шёпота, рождая подлинное откровение – исполнение «Реквиема» всегда становится знаковым событием вне всякого контекста. На этом концерте он будет противопоставлен ностальгической «Медитации» Валентина Сильвестрова и произведению «Семь дней, или Вариации на тетраграмматон» Александра Маноцкова. Эти созерцательные «бдения», написанные для виолончели с оркестром, призваны стать невесомо-катарсическим послесловием свершившейся драмы. А в середине этого концерта –своеобразного марафона – прозвучат сочинения Пьера Булеза и Анри Дютийе.
Итак, фестиваль «Другое пространство» пройдёт с 17 по 21 ноября 2020 года. Мировые и российские премьеры, совмещение признанных шедевров с произведениями молодых российских композиторов и тонкий, интеллектуальный подход к составлению программ уже в который раз обещают настоящий «выход в другое измерение». Фестиваль сочетает самую разную современную музыку так изящно, что призыв к осмыслению набирающих скорость процессов превращается в свободное поле диалога композиторов и оркестров, традиций и новаторства, и, конечно же, музыки и зрителя.