Фестиваль Présences:
играть и не сдаваться
Фестиваль Présences:
играть и не сдаваться
С 7 по 16 февраля 2020 года на базе Radio France прошёл фестиваль современной музыки Présences. В этот раз крупнейший музыкальный центр представил насыщенную программу – инструментальные и электроакустические композиции, экспериментальные работы зарубежных авторов и целую серию сочинений британского композитора Джорджа Бенджамина. Ирина Севастьянова, посетившая концерты, рассказывает, почему легендарный парижский Дом Радио, несмотря на проблемы внутри, по-прежнему сохраняет свой высокий уровень.
Европейские культурные институции воспринимаются в нашей стране как гаранты стабильности и качества. Но даже крупные западные проекты сейчас находятся в стадии трансформации и переживают не лучшие времена. Так, недавно в центре внимания прессы оказался парижский Дом Радио. В конце прошлого года работа коллектива была прервана из-за забастовки, вызванной новой политикой руководства. Сибиль Вей, генеральный директор Radio France, подписала указ о сокращении почти трёхсот рабочих мест. Решение вызвало протест среди сотрудников. Стороны только недавно сели за стол переговоров и до сих пор не пришли к компромиссу. Исход битвы профсоюзов и руководства пока непонятен, но это, к счастью, не помешало проведению фестиваля современной музыки Présences с 7 по 16 февраля.
Как и многие фестивали, Présences делает посвящения композиторам. В разные годы ключевыми фигурами программ становились Янис Ксенакис, Дьёрдь Лигети, София Губайдулина, Кшиштоф Пендерецкий, Кайя Саариахо и другие. Для тридцатого фестиваля выбрали музыку британского композитора Джорджа Бенджамина. Российской публике он может быть знаком по опере «Написано на коже», которая была показана два года назад в Большом театре. Это же сочинение стало ключевым и на фестивале во Франции: композитор дирижировал им в Парижской филармонии. Несмотря на то, что Radio France часто выступает как заказчик сочинений, в программе Présences не оказалось ни одного нового произведения Бенджамина. Зато почти в каждом концерте исполнялись его работы – от оперы до электроакустической музыки.
Основу программ Présences составили премьеры французских композиторов. Вместе с классическими по формату сочинениями для солистов, ансамблей и оркестров нашлось место и экспериментальным работам. Например, звуковой инсталляции lux Æterna Винсента-Рафаэля Кариньолы – португальского композитора, занимающегося электроакустикой. Заказ от фестиваля – удача для авторов, ведь Radio France располагает большими ресурсами: собственным хором и оркестром, прекрасно оборудованными студиями и возможностью вещания на весь мир. Но даже такая мощная институция не может в одиночку потянуть столько сочинений, поэтому многие премьеры организуются в партнёрстве с европейскими фестивалями или центрами современного искусства. По недавнему решению руководства о сокращении штата стало понятно, что Radio France вряд ли сумеет сохранить всех сотрудников (их сейчас более 4000), заказов тоже может стать меньше.
В программе Présences этого года были в основном сочинения композиторов поколения 40+. Некоторые из них известны в России – приезжали на фестивали или преподавали на Академии в Чайковском. Среди них – композитор Жером Комбье. По заказу Radio France он написал сольную пьесу для виолончели Wood and bones. Сочинение получилось драйвовым и не потерялось даже на фоне масштабных оркестровых произведений концерта. Успех был обеспечен и исполнением: харизматичный солист ансамбля intercontemporain Эрик-Мария Кутюрье напоминал гонщика «Формулы-1», с лёгкостью заходил на самые сложные «виражи» не снижая скорости и не жалея своей виолончели-болида.
На этом же концерте впервые исполнялось сочинение чешского композитора Онджрея Адамека. Man Time Stone Time для четырёх вокалистов и оркестра связано с его оперой Seven Stones, заказанной два года назад фестивалем в Экс-ан-Провансе. В новой пьесе композитор сделал акцент на перформативности: солисты не только пели и декламировали, но и взаимодействовали с объектами, активно жестикулировали, а оркестр усиливал гротескность ситуации.
На фестивале представили сразу две премьеры испанца Микеля Уркицы. Оба произведения были написаны для трио – ансамблей Catch и Accanto. Наименее академичной оказалась пьеса для Accanto. В ней маститым исполнителям, профессорам Дармштадтских курсов саксофонисту Маркусу Вайсу, пианисту Николасу Ходжесу и перкуссионисту Кристиану Дирштайну пришлось изрядно похулиганить: хлопать крышкой и стучать по педалям рояля, топать и произносить всякие звуки.
Серия заказов фестиваля Présences была связана с электроакустической музыкой. Новые сочинения исполнялись вместе с классическими электроакустическими композициями Иво Малеча, Джонатана Харви и Джорджа Бенджамина. В Студии 104, где проходили премьеры аргентинки Росио Кано Валиньо, британца Лоуренса Осборна и французов Эльзы Бестон, Флорана Колаутти и Жюльена Бо, созданы почти идеальные условия для исполнения таких произведений. Ощущения, которые возникали от звучания пьес, можно сравнить с опытом VR, настолько объёмными и реалистичными казались звуки.
Завершала эту секцию совместная импровизация норвежского электронщика Хельге Стэна и контрабасиста Флорентана Жино. 26-летний контрабасист, самый молодой участник фестиваля, уже несколько лет играет в немецком ансамбле MusikFabrik, выступает как куратор междисциплинарных проектов и берёт интервью у композиторов (в числе его героев – Жорж Апергис и Винко Глобокар).
Акустические пьесы, написанные для больших ансамблей, мало чем отличались по звучанию от электронной музыки: с помощью оркестровых инструментов композиторы достигали эффекта компьютерных сэмплов. И в этом смысле все представленные произведения были написаны в высшей степени виртуозно и технологично. Наиболее оригинальным оказалось сочинение самого молодого композитора фестиваля Бастьена Давида. Его Urban song вместе с новой пьесой Изабель Мундри и Into the Little Hill Бенджамина исполнял на закрытии фестиваля ансамбль intercontemporain.
Главное, о чём сожалеешь после концертов на Radio France, так это о том, что в России фестивали такого уровня пока невозможны. И дело тут не в нехватке средств как таковых, а в отсутствии качественной инфраструктуры. В Москве и Питере едва ли найдутся все ударные инструменты для пьесы Мундри и абсолютно негде исполнять электроакустические сочинения с многоканальным звуком (в каких-то залах нет нужного оборудования, где-то есть проблемы с акустикой).
В этом году на «Другом пространстве» выступит intercontemporain, но приедет он с репертуаром тридцатилетней давности, что плохо отражает нынешнее состояние ансамбля, динамичного и суперпрофессионального. Несмотря на почтенный возраст, он не потерял формы и не скис. В парижском Доме Радио тоже не всё гладко, но там точно найдут выход из сложной ситуации. Главное, что профессиональное сообщество Франции не боится говорить о своих проблемах: выходить перед концертом, как директор Сибиль Вей со словами поддержки своим сотрудникам; выносить на поклоны плакаты с просьбами о помощи, как артисты хора Radio France, и отстаивать до победного то, что дорого и важно.