Премия Резонанс-2021
Премия Резонанс-2021
текст:
Евгений Авдеев
Журнал reMusik.org
Премия Резонанс была создана для поддержки трудов молодых музыкальных критиков, а также для популяризации критической мысли и идеи, которые с каждым годом находят свое воплощение в новых форматах: Youtube, Tik-Tok, Telegram-канал и другие. В субботу, 4 сентября, в рамках фестиваля «Ленинградские мосты» на площадке Технопарка «Ленполиграфмаш» прошло вручение V Премии. Евгений Авдеев рассказал о событии нашему журналу.
Идея Премии Резонанс была задумана в Петербурге в 2014 году магистрантами «Музыкальной критики» факультета свободных искусств и наук СПбГУ – Анной Инфантьевой и Настей Зубаревой. Но только сейчас, на пятом году премии, она была реализована в месте своего создания. Прежде «Резонанс» существовала на базе Театра оперы и балета в Перми и Урал Оперы Балета в Екатеринбурге.
Все предыдущие премии курировала один из её авторов – Настя Зубарева. В этот раз она создала новые требования для премии, а всей технической и художественной стороной руководила также выпускница «Музыкальной критики» СПбГУ и музыкальный менеджер Анастасия Антоненкова.
В отличии от предыдущих годов, в премии могли участвовать не только тексты о музыке, оперном или балетном театре, но и любые форматы высказывания о музыке, будь то текст, подкаст, телеграм- или инстаграм-канал, YouTube и так далее.
Определять победителей среди большого количества заявок (всего их было 273, 225 приняли к рассмотрению – это рекорд премии) предстояло самой молодой коллегии жюри за всю её историю. В этот раз она состояла из лауреатов предыдущих лет. Председателем жюри был музыкальный критик и музыковед Ярослав Тимофеев, также в жюри входили музыкальный критик Ая Макарова, композитор и музыкальный критик Антон Светличный, балетный критик Богдан Королёк и музыкальный критик Наталья Сурнина.
Победителем в этот раз мог стать не один человек, а три, при этом никакого ранжирования по местам не предусматривалось. Каждый получал по 100 тысяч рублей.
Как и полагается премии о музыкальной критике, церемония награждения не могла обойтись без музыки. Саму церемонию можно даже охарактеризовать музыкальной формой рондо, где музыкальные номера – рефрен, а объявление победителей – эпизоды.
Вручение премии началось с выступления при свечах и выключенном свете ансамбля musicAetrerna4. Они исполнили песню Александра Маноцкова «Белый день». Песня выполнена в традиционной композиторской манере с использованием строфической формы. По музыкальной части она очень подходила для создания доброжелательной обстановки в зале, но значительное количество строф под конец несколько утомило и появилось желание, чтобы она поскорее закончилась. Вероятно, в ней не хватило вариационности, чтобы не наскучить. Финальная албанская народная песня в исполнении ансамбля была более разнообразная с гармонической и вариативной точек зрения и стала прекрасным окончанием церемонии вручения премии.
После «Белого дня» Маноцкова на сцену вышел председатель жюри и музыкальный критик Ярослав Тимофеев. В основном он объяснял зрителям, зачем эта премия создана, рассказывал о её нововведениях, впечатляющей для премии статистике, а также приглашал на сцену выдающихся музыкальных деятелей для объявления победителей: музыковеда Людмилу Ковнацкую, музыковеда Ольгу Манулкину и композитора Леонида Десятникова.
Первым победителем был объявлен портал о новой музыке «Stravinsky.online» и его кураторы Владислав Тарнопольский, Кристина Агаронян, Александра Локтева и Татьяна Яковлева (все из Москвы). На сцену вышли двое из четверых кураторов проекта. Во время объявлений произошла техническая заминка со включением фанфар, но публика от этого конфуза получила только заряд радости.
После объявления первого победителя на сцену вышла композитор Настасья Хрущёва и зачитала названия каждого из номеров своего цикла фортепианных миниатюр «Русские тупики-III», петербургская премьера которого состоялась в рамках мероприятия. Зачитывание названий пьес было неотделимой частью их исполнения и было в свойственной Хрущёвой манере: с постепенным ускорением произнесения текста и превращение его в шум. О премьере новой версии было известно заранее, но те, кто пришёл на вручение не изучая предварительно соцсети узнали о том, кто и что играл только после всего перформанса — о «певце русской пустоты» сообщил Ярослав Тимофеев. С одной из предыдущих версий в исполнении автора можно ознакомиться здесь.
Помимо объявлений победителей на сцену вызывались дипломанты — авторы текста «Сдать в прачечную здравый смысл и выжить: господин Эрик Сати» Юлия Шолонич-Искуссникова и Анна Савенкова (Санкт-Петербург). Второй дипломант Елизавета Матвеева из Ноттингема не смогла присутствовать. Ей обещали, что диплом за её текст «Судороги страсти, судороги гнева: за что «Тоску» любят и ненавидят» доставят Почтой России. Зал на это известие радостно отреагировал. Вторым победителем был объявлен текст Никиты Дубова из Санкт-Петербурга «À la recherche de l’opera perdu» — путеводитель по опере «Сказки Гофмана».
После объявления второго победителя Ярослав Тимофеев сообщил, что премии не могло бы быть без разговора её первых кураторов с выдающимся балетным и театральным критиком Вадимом Гаевским, который умер в июле 2021 года на 93 году жизни. В память о нём сопрано Дарья Телятникова и пианистка Людмила Паньян исполнили арию Георга Фридриха Генделя «Lascia Chio pianga».
Третьим победителем Премии был назван Саша Малаховский и его текст «Гремят ли взрывы в Хаммерсфилде». Также как и кураторы премии, он окончил «Музыкальную критику» СПбГУ. Некоторые критики Премии указывают на то, что слишком много выпускников этой программы её выигрывают, что это своего рода междусобойчик, однако это скорее говорит о том, что магистерская программа «Музыкальная критика» готовит конкурентоспособных и профессиональных мастеров слова о музыке.
Несмотря на самое молодое жюри и возможность подачи самых различных форматов высказываний о музыке, в шорт-лист вошло 4 текста и только один проект. Видимо, форма текста до сих пор является максимально удобной для точной формулировки мысли о музыке. Одно радует – этим одним проектом-победителей оказался портал о новой музыке «Stravinsky.online», у которого значительный спектр форм подачи материала: это и анонсы концертов в России и мире, статьи, в том числе критические (например, спецпроект Резиденция для музыкальной критики о новой музыке), интервью, эссе и другие.
Надеемся, что лауреаты и дипломанты этой и предыдущих премий будут и дальше создавать контент, который обогатит наше представление о самой интересной музыке по мнению Игоря Стравинского – о музыке, которая творится сейчас, а жюри найдёт достойные оценки работы не только в формате текстов.