Новости

«У нас возникает территория взаимообмена мыслями»

С 14 по 17 октября 2020 года в РАМ имени Гнесиных пройдёт ежегодный фестиваль-лаборатория современной музыки Gnesin Contemporary Music Week. Программа этого года посвящена теме восприятия звука. В фокусе внимания будут традиционные концертные сочинения и проекты в разных форматах: перформансы, site-specific art, интернет-проекты, записи саундскейпов. Концертная программа, обращённая к теме восприятия внешнего и внутреннего, включает в себя сольные и ансамблевые сочинения, в которых композиторы работают с замкнутыми и открытыми пространствами, искажениями, темой индивидуального и коллективного.

Важным событием фестиваля станет исполнение знаменитой пьесы Элвина Люсье I’m sitting in a roоm, приуроченное к выходу на русском языке книги композитора «Музыка 109: заметки об экспериментальной музыке». Перформанс в исполнении композитора Армана Гущяна и презентация книги пройдут 17 октября. 15 октября в рамках фестиваля состоится встреча с Лоуренсом Крейном (Великобритания), 17 октября – с Борисом Филановским. Лекции и практические занятия проведут композиторы Кирилл Широков, Николай Хруст, социолог и музыкант Василиса Филатова и другие.

В преддверии фестиваля Gnesin Contemporary Music Week стажёр журнала reMusik.org Михаил Гайворонский (М.Г.) пообщался с кураторами Татьяной Яковлевой (Т.Я.) и Ириной Севастьяновой (И.С.) и выяснил, какие сюрпризы приготовили участники в этом году.

М.Г. Фестиваль проводится уже третий год подряд, и по моим наблюдениям, с течением времени обрастает всё новыми и новыми событиями. Что изменилось с момента его создания?

И.С. Фестиваль, конечно же, меняется, потому что мы тоже меняемся. У нас есть группа постоянных участников, и каждый год появляются новые люди. Раньше для освоения новых пьес нам требовались регулярные занятия с тьюторами – в первом сезоне даже разбор сочинений давался с трудом. Сегодня участники-музыканты уже более самостоятельны, иногда берут у кого-то консультации.

Т.Я. Создавая три года назад фестиваль, мы хотели привлечь молодых музыкантов к исполнению современной музыки (в Гнесинке, например, она почти не звучит). В отличие от композиторов, у исполнителей не так много возможности посещать лаборатории и воркшопы: конечно, их проводили (и сейчас проводят, даже чаще) и «Студия новой музыки» и МАСМ, но последовательной программы тогда мы в этом не видели. Сейчас, с течением времени, мы уже не так акцентируем внимание на мастер-классы в рамках нашего фестиваля, поэтому происходит модуляция от мастер-классов для исполнителей к образовательной программе.

И.С. Новые участники этого сезона – это преимущественно теоретики. И нам важно показать им разные стороны современной музыки. В этом году мы сделали акцент на неакадемических форматах, на сочинениях, которые создаются не для исполнения в концертных залах.

Т.Я. Пожалуй, в первый раз у нас есть более чёткая концепция – не просто набор интересных для нас событий. С одной стороны, это перформанс Ольги Бочихиной in↔out, с погружением внутрь себя и сопоставлением себя с окружающей средой. С другой стороны, это реакция на изоляцию и пересмотр каких-либо отношений: отношений снаружи и внутри, отношений реального и электронного, как запись реагирует на окружающую среду, как запись работает в пространстве, как пространство работает на запись.

В этом году мы сделали больше презентаций проектов, чем раньше – это и выступление ансамбля DianaPlaysPerception, и пространственная импровизация, которую ребята делали в Переделкино, и презентация книги Элвина Люсье, а также его перформанса «Я сижу в комнате», это и представление проекта «Звука среда» Ивана Бушуева, и многое другое.

И.С. Я бы сказала, что наше принципиальное отличие от других молодых московских музыкантов, которые занимаются современной музыкой, состоит в том, что мы всеядны. Кто-то не любит серьёзную академическую музыку и отдаёт предпочтение авторам альтернативной сцены. Кто-то – наоборот. Мы можем поставить в одну концертную программу сложное авангардное сочинение и какую-то необычную перформативную пьесу.

Т.Я. Лично для меня фестиваль – это такая отдушина, куда можно пригласить людей, которые влияют на сегодняшний процесс и пообщаться с ними в уютной атмосфере нашего зала Учёного Совета, задать вопросы, просто познакомиться, увидеться. На фестивале возникает приятная территория взаимообмена мыслями, выхода за рамки, за свои пределы. Мне хочется, чтобы фестиваль был поводом открыть другие перспективы, пересмотреть восприятие самого себя и реальности вокруг. Я понимаю, что далеко не каждому будет понятно и нужно то, чем мы занимаемся. Но просто прикоснуться к измерению, в котором находимся мы, наша среда, будет любопытно.

М.Г. Почему в этом году акцент на перформансе in↔out Ольги Бочихиной?

Т.Я. Это не то что бы акцент – это точка отсчёта, стартовая позиция. Идею предложила сама Ольга – когда мы ещё только начинали готовить фестиваль. Она прислала описание перформанса, мы его обсудили с Ириной [Севастьяновой] и начали продумывать содержание в более широком смысле, чем предлагал автор. Позже мы продолжили развивать его все втроем, и сделали его более масштабным по продолжительности: он будет и в первый день, и в третий, и обсуждение в рамках круглого стола. Собственно, сама программа фестиваля отчасти выросла из идеи перформанса. Мне кажется, будет любопытно посмотреть, как это будет резонировать с людьми, которые придут, как это будет резонировать с перформерами, которые примут участие, как это вообще всё будет работать. Это для нас интересный опыт.

М.Г. В прошлом году в программе тоже был перформанс, который ставили студенты теоретического отделения. Но то было в рамках одного концерта – весело и довольно коротко. Планируете ли вы как организаторы продолжать эту перформативную линию?

Т.Я. Да, на самом первом фестивале Владимир Горлинский устроил пространственную импровизацию в зале Шуваловской гостиной. Перформанс на нынешнем фестивале – в какой-то мере продолжение этой линии. На первом проекте теоретики-перформеры исполняли пьесу Филидеи «Похороны анархиста Серантини», потом – Room music Кейджа, потом – Récitation 1 Апергиса. В этом году ребята представят пьесы Лоуренса Крейна и Мэттью Шломовица. В принципе, эта музыка – не совсем «концертная», она выходит как бы за пределы звука – к жестам, движениям, пространству. Нам кажется это важным: музыка сегодня рассматривается шире, чем просто сидеть в зале и смотреть на сцену.

И.С. Перформативные пьесы у теоретиков есть всегда. Это наша фишка, и ребята очень любят такие пьесы, активно включаются в исполнение.

М.Г. Что бы ты хотели пожелать всем посетителям мероприятий GCMW?

И.С. Я хочу пожелать им не бояться задавать вопросы. Мне кажется, это естественная реакция при столкновении с новым. Мы готовы к диалогу и будем рады, если нам будут задавать вопросы устно, письменно и как угодно ещё.

Т.Я. А я хочу пожелать всем не болеть и беречь себя.

 

Текст подготовил стажёр Михаил Гайворонский