6 апреля 2023 года на втором концерте цикла «История открытий/открытия истории», посвященного 30-летию ансамбля Студия новой музыки, состоится мировая премьера пьесы Натальи Прокопенко Chronoclasm III (2023). Сочинение написано по заказу ансамбля «Студия новой музыки» и Союза композиторов России в рамках программы «Ноты и квоты».
Наталья Прокопенко: «Понятие “хроноклазм” ввел писатель‐фантаст Джон Уиндем для обозначения одного из возможных последствий путешествий во времени – встречи людей из разных эпох, во время которой происходит передача идей и информации из будущего в прошлое. Термин составлен из греческих слов chrono‐ (время) и ‐clasm (сломанный), то есть может быть переведeн как “излом времени”. В этом произведении мне было важно поработать с феноменом восприятия музыкального времени. Драматургия пьесы основана на наслоении и вторжении различных тематических образований. «Слом» временного континуума выстраивает свою систему координат, придавая новый смысл составляющим элементам пьесы».
В рамках цикла «История открытий/Открытия истории» Студия новой музыки исполняет не только мировые премьеры, но и лучшие «исторические находки», пополнявшие репертуар ансамбля последние 30 лет. 6 апреля в Рахманиновском зале Московской консерватории прозвучат пьесы классиков зарубежного авангарда, которые Студия впервые открыла российской публике: Zilver Луи Андриссена (1994), Periodes Жерара Гризе (1974), Lumen Франко Донатони (1975). Также ансамбль представит сочинения отечественных композиторов начала XX века, чья музыка на долгие годы оказалась в забвении: это Трио Tema con varizione Владимира Дукельского (1930), Прелюдия «Пейзаж» op.32 N.1 Сергея Протопопова (1936, в транскрипции Антона Ровнера) и романсы Евгения Гунста (1940).