Николай Каретников (1930–1994) ― советский композитор, один из крупнейших представителей отечественного послевоенного авангарда. Родился в семье артиста Московской оперетты и артистки МХАТа. Учился в ЦМШ у Виссариона Шебалина и Татьяны Николаевой. В 1953 году окончил Московскую консерваторию. Неофициально брал уроки у Филиппа Гершковича, ученика Берга и Веберна.
Известность композитору принесли его ранние сочинения — оратория «Юлиус Фучик» (1953), балеты «Геологи» (1956) и «Ванина Ванини» (1962), поставленные в Большом театре. С середины 1960-х и до конца 1980-х годов работает над двумя масштабными сценическими произведениями — операми «Тиль Уленшпигель» (1965–1985) и «Мистерия апостола Павла» (1970–1987).
При жизни музыка Каретникова исполнялась крайне редко. Не имея возможностей для публичного исполнения своих произведений, композитор активно пишет музыку для театральных постановок и кинофильмов. Среди них «Скверный анекдот» (1965), «Бег» (1970) режиссёров А. Алова и В. Наумова, «Прощай, шпана замоскворецкая…» А. Панкратова (1987), «Десять дней, которые потрясли мир» (1965, Театр на Таганке) Ю. Любимова, «Заговор Фиеско в Генуе» (1977, Малый театр) Л. Хейфица и многие другие. В последние годы жизни композитор вновь обращается к инструментальной и духовной музыке, оставив после смерти Вторую камерную симфонию, оркестровку последней части которой завершил дирижёр Игорь Блажков.
Николай Каретников ― самобытный продолжатель традиций русской православной духовной музыки и убеждённый приверженец «классической» серийной додекафонии. Ему удалось перешагнуть через экспериментальность языка нововенцев, органично сочетая принцип серийности с отечественной симфонической традицией. Одним из первых в послевоенной отечественной музыке начал использовать додекафонию (конец 1950-х годов), а с середины 1960-х годов — полистилистику и эклектику как осознанный творческий метод.
Очерк Николая Каретникова «Концертный зал человечества» из сборника “Тема с вариациями”